Корреспондент TULA.AIF.RU пообщался с историком Еленой Ионовой и узнал, как отмечали Новый год и Рождество наши предки, и какие современные традиции берут свое начало из XIX столетия.
Изначально Новый год в России вообще не считался праздником в привычном понимании этого слова – куда больше внимания уделялось Рождеству. Отмечать смену лет в ночь с 31 декабря на 1 января россияне стали лишь с 1700 года, когда царь Пётр Первый в преддверии наступления нового века распорядился устроить в столице большой праздник, а всем жителям повелел «учинить украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по деревцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить». С легкой руки прогрессивного монарха появилась традиция запускать в новогоднюю ночь фейерверки и устраивать уличные гуляния.
Откуда ёлка?
«Смена лет не считалась чем-то сакральным и особенным, – утверждает Елена Ионова. – Конечно, люди украшали дома гирляндами и еловыми ветвями, но это считалось подготовкой ко второму по значимости после Пасхи православному празднику – Рождеству. Новый год был всего лишь «фоновым событием» – по-настоящему праздновать начинали 7 января, после окончания Рождественского поста. Любопытный исторический парадокс – сейчас все с точностью наоборот. Новый год стал главным зимним праздником, а Рождество воспринимается как его «составная часть». Так повелось с советских времен, когда большевики, объявив религию вне закона, решили переключить внимание простых людей с «нежелательного» Рождества на вполне нейтральный и «политкорректный» Новый год».
Непременный атрибут современного праздника - новогодняя ёлка - изначально называлась рождественской. В больших городах в начале 1800-х годов перед праздниками стали появляться ёлочные базары. Правда, позволить себе покупку рождественского дерева могли лишь состоятельные горожане – купцы и дворяне. Остальные самостоятельно ходили за елью в ближайший лес. Украшение зеленой красавицы стало обязательным ритуалом для всех жителей Российской империи – от простолюдинов до монарших особ. Первые вешали на еловые ветки красивые шишки и нехитрые поделки из оберточной бумаги, а в царских покоях рождественское дерево украшали стеклянными игрушками, изготовленными в Европе по специальному заказу. На ёлки также вешали ювелирные украшения и драгоценные ткани. Популярными украшениями были фрукты (в основном, яблоки), а также грецкие орехи, сладости, крендели и калачи.
Кстати, традиционная звезда, венчающая верхушку дерева – отнюдь не изобретение советских идеологов и не имеет никакого отношения к коммунистической партии или Красной армии. Изначально это украшение символизировало звезду, которая зажглась в небе над Вифлеемом в ночь рождения Иисуса Христа.
Шуты, банкеты и французские новинки
«В XIX веке в моду вошли рождественские праздники и ярмарки, – рассказывает Елена Ионова. – Их устраивали городские власти для развлечения жителей. Народ требовал «хлеба и зрелищ», и получал желаемое – во время гуляний на площадях выступали шуты и скоморохи, уличные музыканты и циркачи. Работали торговые ряды и то, что сейчас принято называть «точками общепита»: можно было бесплатно отведать горячей каши с топленым маслом или выпить чаю с кусковым сахаром из огромного жарового самовара. В Туле к горячему напитку прилагались жамки – маленькие круглые пряники, покрытые сахарной глазурью. Зажиточные горожане предпочитали закусывать чай печатными пряниками».
Знать развлекалась по-своему – каждый дворянин считал своим долгом организовать достойный прием своим многочисленным родственникам и друзьям, приобрели популярность рождественские балы. В одной из старейших газет Российской империи «Петербургские ведомости» встречается такое описание императорского рождественского приема: «...в осьмом часу началась музыка на двух оркестрах и продолжалась до 7 часов пополуночи. Были накрыты столы, на которых поставлено было великое множество пирамид с конфектами, а также холодное и горячее кушанье». Все гости (на праздник пришло более десяти тысяч человек) были «разными водками и наилучшими виноградными винами, также кофием, шоколадом, чаем, оршатом и лимонадом и прочими напитками довольствованы».
Современные гастрономические новогодние традиции – готовить на всю семью салат оливье и закупать шампанское - тоже берут начало в XIX столетии. До 1813 игристого вина в России не знали – наши соотечественники распробовали заморскую «шипучку» лишь после разгрома наполеоновских войск. Напиток на удивление хорошо прижился в России – скоро его стали производить на наших винных заводах.
Что же касается традиционного «новогоднего» салата, то его история началась в 60-х годах XIX века в столичном ресторане «Эрмитаж», где работал шеф-поваром французский кулинар Люсьен Оливье. Правда, он готовил свое фирменное блюдо из рябчиков и раковых шеек – заменить эти продукты отварным мясом и докторской колбасой додумались российские гурманы. От оригинального оливье в современном варианте остались лишь огурцы, вареный картофель и майонез. Впрочем, на популярности «русского салата» (так называли изобретение Оливье на родине повара) это никак не отразилось, и оливье по-прежнему занимает почётное место на любом новогоднем столе.
Самая приятная праздничная традиция дарить друг другу подарки тоже берет начало в XIX веке. Тогда взрослые утром 7 января клали под ёлку презенты для детей, а они в свою очередь радовали родителей собственноручно сделанными сувенирами и открытками. Обязательное чтение стихов наизусть перед вручением рождественских подарков – тоже старинное изобретение. Считалось, что подарки получат только те, кто прилежно и усердно учился, а выученное стихотворение служило своеобразным «доказательством».