«Это потому что фотограф выходит на охоту за классным снимком как раз тогда, когда все дома сидят, телевизор смотрят, - раскрывает Илья секрет своего видения. – Площадь Ленина в дрожащих искрах как получается? Только в сильнейший ливень. При этом камера должна быть максимально близко к воде. Для чего надо лечь на асфальт и поставить её в лужу. Вам это надо? А фотографу – очень! Неработающая ливнёвка для прохожих почти бедствие, а для нашего брата часто обязательное условие стоящего кадра».
Большинство городских пейзажей в исполнении Ильи Гарбузова действительно сняты при необычном состоянии природы. Успенский собор во время тумана с дождём, так, что свет направленных друг к другу прожекторов превратился в нависший над храмом сияющий крест. Музей оружия во время весеннего паводка на Упе. Или когда закатное солнце стоит прямо в русле реки, заливая и её, и Шлем нежным розовым светом. Даже горячие стоки Косогорского металлургического завода сняты в такой мороз, что воздух над Горячкой будто глыба льда, в которой мы почему-то можем дышать и ходить…
Охотник за…
Илья называет себя «охотником за облаками». Увидев над городом необычную облачность, он может бросить любые дела, чтобы снять, например, ротонду, над которой парят мириады легких белых птичьих перышек. Каждый объект в исполнении этого автора, ценен не только сам по себе, он вписан в окружающий мир, в природу, а её, оказывается в нашем городе – много!
«Тула сейчас стала гораздо интересней для фотографов, чем десяток лет назад, - говорит Илья. – Появилось несколько очень интересных объектов: Шлем, колокольня в кремле, памятник «Защитникам неба Отечества»… Многие здания ночью подсвечены, а новогодняя иллюминация так это вообще сказка, в ночных снимках есть что-то карнавальное. Так что я с полным удовольствием отнесся к предложению музея Порфирия Крылова сделать выставку красивой, парадной Тулы ко Дню города. Как вы считаете, получилось?»
Однако география экспозиции, которую можно посмотреть в музее до 10 октября по адресу Тула, ул. Кутузова, 10, выходит далеко за городскую черту. Здесь большинство наших знаковых мест: Ясная Поляна, Богородицкий дворец-музей, Поленово, Бехово, Епифань, самые живописные уголки Красивой Мечи… Много и менее знаменитых мест, которые для зрителя представляются едва ли не открытием. Как храм Рождества Богородицы в Подмоклово, относящийся к Московской области и Тульской Епархии одновременно. Устройство, убранство его настолько далеко от наших традиций, что, если б не настырные среднерусские ромашки, было бы легко перепутать с чем-то европейским. Википедия утверждает, что архитектурные прототипы храма — оратория Санта Мария во Флоренции и Темпьетто в Риме, а также Знаменская церковь в Дубровицах.
Она такая разная!
«Со стен кремлевских» - вторая персональная выставка Ильи Гарбузова, первая, «Город ДороГ» объединяла совершенно иную фактуру. Это были маленькие заросшие дворики, разрушающиеся памятники архитектуры, пугающая пустота оставленных производств… И там, и там – Тула, но какая разная!
Между двумя выставками восемь лет – не так уж много. Но, если верить Илье, Тула очень изменилась за это время. К лучшему, конечно.