Художник Михаил Рошняк, чередующий участие в столичных выставках с открытием экспозиций в провинциальных музеях, а занятие изобразительным искусством с акциями и перформансами, представил недавно свои работы в Государственном историческом музее в Москве.
Сто чудес
В ГИМе проходит мультимедийная выставка «Чудеса России», собравшая порядка сотни работ, запечатлевших природные и архитектурные объекты, избранные методом народного голосования. В перечень «лучших из лучших» вошли и всем известные достопримечательности - собор Василия Блаженного, озеро Байкал, дворцово-парковый ансамбль в Петергофе. А также имеющие локальную известность ландшафты и шедевры архитектуры: Тобольский кремль, Иволгинский дацан в Бурятии, горный массив Плато Путорана в Сибири.
«Россия – необыкновенная страна с удивительной историей, культурой и огромной территорией, с большим количеством уникальных природных и рукотворных памятников. Однако порой достопримечательности экзотических курортов или объекты европейской архитектуры известны жителям нашей страны куда лучше наших. Экспозиция «Чудеса России» призвана исправить эту ситуацию и познакомить с самыми впечатляющими культурными и природными памятниками, увидеть которые стоит каждому хотя бы раз в жизни, - разъясняют концепцию и цель выставки её организаторы.
«Тульский Петергоф»
В общем, речь идёт о внутреннем туризме – широко популяризируемой теме, ставшей после 2014 года особенно актуальной. Но «Чудеса России», чьи фото и мультимедийную визуализацию можно оценить, посетив выставку, отбирались не вчера и не вдруг. Соответствующий конкурс проводился в 2008 году и тогда, кстати, в числе основных претендентов на лидерские позиции долгое время находился Богородицкий архитектурно-парковый ансамбль. Единственный из всех тульских «номинантов», оказавшийся во втором туре конкурса, обойдя другие наши достопримечательности и бренды: Ясную Поляну, Куликово поле, кремль, пряник и самовар.
В 2013 году ситуация повторилась практически в точности. Тогда во время голосования за лучшие музеи страны, борющиеся за возможность быть представленными в ландшафтном парке «Россия», Богородицкий дворец-музей долгое время находился в числе лидером, выйдя в финал. Такие высокие показатели говорят о том, что на «тульский Петергоф», каковым иной раз называют Богородицк, стоит обратить особенное внимание. С этим солидарна, например, и замминистра культуры РФ Алла Манилова, побывшая в наших краях в прошлом году на совещании, посвящённом развитию туризма. Она отметила, что основой этого развития в регионе могут стать малые города. Такие как Епифань, Белёв, Венёв и Богородицк, сделав особенный акцент на последнем. «Тульский Петергоф» должен быть особенно интересен гостям из Санкт-Петербурга, которые непременно оценят архитектурно-исторический памятник Богородицка – Дворец графов Бобринских и уникальный парковый ансамбль, считает замминистра.
Земля творящая
Надеемся, что так оно когда-нибудь и будет. А пока тульскую землю – причём, в буквальном смысле этого слова – на выставке «Чудеса России» представляет не город или музей, а художник. Точнее, его работы. Михаил Рошняк «пишет» картины с помощью грунта и глины, смешивая природные материалы с красками, мелом и фиксажами. На выставке «чудес» картины Рошняка экспонируются в секции, посвящённой стихии «земли».
Автор, чьи руки напоминают натруженные длани землепашца, утверждает, что тульская земля представляет собой добротный материал для художеств. Она богата цветовыми оттенками глинистых слоёв, насыщенным колоритом тёмно-коричневого чернозёма, прекрасным песком с мельчайшими вкраплениями кварца.
Большую часть времени живя в столице, художник часто бывает в Тульской области. В деревне Гранки Кимовского района у него дом-мастерская. В прошлом году его картины экспонировались в Кимовском краеведческом музее, в марте этого года – в Киреевском. Потом в Москве. Перформансом «Картонный Каzимир», организованным Рошняком совместно с группой московский актуальных художников, открылся уже традиционный для Тулы фестиваль «Картонная ночь» в июне.
«Идея моего участия в выставке «Чудеса России» принадлежит организаторам этого проекта, - рассказывает Михаил Рошняк. - Куратор выставки Яша Яворская была и раньше знакома с моими «земляными картинами» и ей показалось интересным объединить в одной экспозиции «вычищенную» современную цифровую стилистику (фото и видео) с фактурными ручными картинами-объектами из настоящего грунта. Любопытно, что экспозиционер выбрала именно те работы, которые до этого были представлены в Кимовском и Киреевском краеведческих музеях».