Примерное время чтения: 9 минут
225

Не дурацкая жизнь. Худрук драмтеатра Александр Попов вернул в Тулу Толстого

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. "АиФ-Тула" 06/03/2024
Тульского академического театра драмы. / Из архива

23 февраля исполнилось бы 80 лет художественному руководителю тульского академического театра драмы Александру Попову. Он руководил театром 20 лет. Никто на посту худрука в Туле не работал дольше. Так что Попов – личность для Тулы по-настоящему историческая. Tula.aif.ru вспомнил, что же особенного происходило на тульской сцене в это время.

А хотел быть моряком и хирургом

Александр Попов родился в театральной семье. Его мама была актрисой, героиней в театре, отец – главным режиссером. Говорил, что в детстве у него было три заветных желания: стать актером, моряком и хирургом. Матросскую форму он носил, когда служил на Северном флоте. Шутил, что на операционном столе несколько раз лежал и сам однажды выступал в качестве помощника хирурга, когда с дочкой Машей нашли собачку с поломанной ногой. Вызвали ветеринара, и пришлось ему ассистировать.

А вот актером не стал, выбрал режиссуру. Говорил, что пик его актерской карьеры – дипломный спектакль на режиссерском курсе в постановке Иосифа Александровича Товстоногова.

За неполное десятилетие Александр Попов стал четвёртым главным режиссером Тульского театра драмы. И пришёл сюда, как оказалось, на долгие двадцать лет. Создал свой театр, который признали и полюбили горожане. «Мой первый спектакль в Туле назывался «Дурацкая жизнь», и я подсознательно боялся, как бы пребывание здесь не обернулось тем же», – с улыбкой рассказывал Александр Иосифович. 

Первой громкой премьерой стали «Ромео и Джульетта». В главных ролях – нынешняя звезда Большого драматического театра Санкт-Петербурга Василий Реутов и тридцатилетняя Ольга Красикова. Спектакль шёл при неизменном аншлаге. 

Александр Попов вернул в театр после четырнадцатилетнего перерыва легенду тульской сцены Софью Сотничевскую. Всё последнее время Софья Владимировна вела детскую театральную студию во Дворце пионеров. Её возвращение состоялось в спектакле «Гарольд и Мод» – истории эксцентричной дружбы восьмидесятилетней Мод и юного Гарольда в исполнении Василия Реутова. Премьера была ошеломительной. Сцену буквально завалили цветами. 

Позже для Софьи Сотничевской была поставлена рождественская сказка «Неугомонная бабушка», которая потом долгие годы неизменно показывалась в подарок тульскому зрителю под новый год.

«Гарольд и Мод» — С. Сотничевская и О. Спиренков.
«Гарольд и Мод» — С. Сотничевская и О. Спиренков. Фото: Из архива/ Сергея Шмуня

Важное событие периода Александра Попова – возрождение Малой сцены. Долгое время она вообще использовалась в театре как подсобка. Первые же спектакли поразили зрителя. Это были трогательная драма «Уступи место завтрашнему дню» с Н. Земцовым и С. Сотничевской в главных ролях и романтическая история «Двое на качелях» М. Матвеева и О. Красиковой.

Каждый сезон при Попове неизменно открывался классикой. «Лес» Островского с успехом показывали в Малом театре на фестивале с символическим названием «Островский в доме Островского». А ещё были «Соколы и вороны» Сумбатова-Южина», «Женитьба» Гоголя, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, «Чудаки» Горького и многие другие. Зритель шёл в театр не просто хорошо провести время, а соприкоснуться с вечными темами. Последним шедевром русской классики, который подарил Попов тульскому зрителю, стала «Обыкновенная история» Гончарова. Александр Иосифович уже болел, торопился сдать спектакль, но премьера всё равно задержалась.

А вот на своё шестидесятилетие он неожиданно поставил кассовую комедию – «Слишком женатый таксист» Рея Куни. Отшутился, что таким образом хочет показать свое отношение к цифрам 6 и 0. Сейчас, кстати, в репертуаре театра есть продолжение этой истории – «Папа в паутине».

Фото: Из архива/ Тульского академического театра драмы.

В период Александра Попова зародилось тесное сотрудничество с калужским театром. Даже свой юбилей оба коллектива отметили вместе, подготовив специальное представление «460 на двоих». Тульский театр спектаклем «Чудаки» открывал фестиваль «Старейшие театры России в Калуге». Худрук калужского театра Александр Плетнёв поставил в Туле два спектакля – «Ох, уж эта Анна» и «Блоха» по пьесе Замятина.

Здравствуйте, Лев Николаевич

Это удивительно, но Александр Попов вернул Туле Толстого, которого не ставили здесь пятнадцать лет. И вдруг дин за другим «Анна Каренина», «Два гусара», Страсти по Никите (Власть тьмы)», «Семейное счастие» на малой сцене.

Про Тулу Александр Иосифович говорил: «Здесь у меня открылось второе дыхание».

Александр Попов считал, что зритель должен любить своих артистов. А они – быть достойными такого внимания. Говорил, что нашёл взаимопонимание с труппой с первого же спектакля, а это – самое главное для режиссёра. «Я человек вспыльчивый и, бывает, могу обидеть кого-то из артистов, совсем не желая того. Но и у них тоже характеры сложные, так что конфликтов не избежать. Главное, что нас объединяет – это будущая встреча со зрителем, роли, профессия, и во имя театра мы умеем отбрасывать то лишнее, что мешает творчеству».

Он говорил, что театр – искусство незащищённое. Артиста можно засвистеть, загалдеть, убить холодом. Защитить его можно только искренностью происходящего на сцене. Режиссёр, несмотря на всю свою власть, – самая беззащитная фигура в театре. Он зависит от всего: от художника, от актера, от музыки и даже от монтировщика, который прибьёт на один гвоздь меньше, чем нужно.

Открытие театра после реконструкции. 2001 г.
Открытие театра после реконструкции. 2001 г. Фото: Из архива/ Сергея Шмуня

Воспоминания коллеги

Сергей Борисов, тогдашний директор тульского театра: «Попова в Тулу приглашали не один раз. Я ездил его приглашать, ещё когда Попов был в Минске. Его позвали в Белорусский академический театр им. Янки Купалы. Это был 1987 год. У нас только что ушёл главный режиссер Вадим Кондратьев, и мы искали замену. Но в Минске министерство культуры предложило квартиру, и наше предложение Александр Иосифович отклонил. С квартирой, правда, в итоге ничего не получилось, и Попов работал в Куйбышеве очередным режиссером у Монастырского, был такой знаменитый худрук. По согласованию с нашим департаментом культуры мы отправляли в Куйбышев смотреть спектакль Попова ведущего актера Николая Алексеевича Казакова. Он посмотрел, ему понравилось, и мы опять вступили в переговоры.

Он оставил городу квартиру в Свердловске, а здесь получил трехкомнатную на улице Демонстрации.

Он был, конечно, очень перспективным режиссером. В своё время стал самым молодым деятелем искусств РСФСР – в возрасте 28 лет. А звание народного артиста получил уже в Туле. В Питере учился у знаменитого Георгия Товстоногова.

Фото: Из архива/ Тульского академического театра драмы.

За 20 лет работы в Туле отлучился только на две постановки – в Орел и в Ростов. А так все время отдавал нашему театру. В 1995 году театр получил звание академического. После нас министерство это звание не давало никому. Открыли свой актёрский курс. Многие из тех студентов стали нашими актерами. Очень удачно вышло, что наставником у них был Виталий Васильевич Базин. А руководил всем Попов.

Театр – дом, это лучшее, что может быть вообще. Когда и ты несёшь ответственность за коллектив, и коллектив сто процентов за тебя. Александр Попов трудоголик был. В среднем в сезон выпускал два с половиной спектакля – два полноценных и один задел на следующий сезон. Умел заинтересовать, зажечь. Мне было легко с ним. Вообще горжусь, что я работал рядом с этим человеком.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах