Оборонщица Анастасия Сизова набирает писательскую и поэтическую высоту.
Инженер-конструктор. Член Союза российских писателей. Участница областного музейно-литературного объединения «Муза» при Доме-музее В.В. Вересаева. Автор сборника стихотворений «Зона комфорта», интерактивного сборника для семейного чтения «На вырост», который в 2022 году вошёл в длинный список XIII Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь», сборника рассказов «Буквандия». Это всё о ней. И сегодня Анастасия рассказывает, как стала писателем, членом Молодёжного парламента и нужны ли стихи современным людям.
Творчество «На вырост»
Сергей Гусев, tula.aif.ru: Так кто вы больше – инженер или писатель?
Анастасия Сизова: Наверное, в равной степени. В зависимости от обстоятельств. На работе – инженер. В свободное время – писатель
Тула - оборонный город, вполне логично было попробовать себя в техническом направлении. Мне казалось, оно серьёзное, надёжное, основательное. И не пожалела. У меня отличный коллектив, а инженерная деятельность оказалась творческой: каждый день есть возможность работать над чем-то новым.
Мне всегда было интересно читать, я любила книги и, соответственно, хотела что-то придумывать. Сначала это были короткие стихотворные, прозаические зарисовки. Они были записаны в тетрадках и как-то всерьёз о них не думалось. Но в студенческие годы я собрала весь материал, который был, чуть подправила, написала что-то новое и рискнула показать его для оценки в библиотеке, в которую ходила. Там мне порекомендовали обратиться к руководителю областного музейно-литературного объединения «Муза» Виктории Ткач. Я начала ходить на собрания лито, и всё закрутилось.
– И потом появились свои проекты?
– Мы со знакомыми девушками решили попробовать сделать творческий проект, где бы его участники и все желающие могли делиться друг с другом разными видами творчества. Назвали его «СтартАРТ». Чтобы не было скучно, чередовали программы, организовали свободный микрофон, в рамках которого мог выступить любой из зрителей. Постепенно накопилась база творческих контактов, появилась возможность куда-то выезжать, чтобы познакомиться с другими людьми, с их текстами.
– А что за интерактивный проект у вас появился?
– Придумала интерактивный сборник для семейного чтения «На вырост». Здесь есть страницы для обратной связи, иллюстрации, которые можно раскрасить. Даже отдельный раздел, где можно расписать семейное генеалогическое древо, указать рост членов семьи, написать заметку с любимым рецептом. После каждого рассказа есть какое-то несложное задание – например, как пройти по лабиринту из пункта А в пункт Б. Проводила интерактивные занятия. Мы с детьми ловили рыбу, собирали из букв слова. Вспоминали названия разных цветов, готовили еду из подручных средств, включая игровые карточки. Дети радостно откликались.
А поначалу я очень переживала, вдруг это никому не надо. Руководители библиотек, учителя говорили: «Детей не обманешь». И, действительно, ребята прибегали радостные, обнимали, кто-то спрашивал: «Придёте ли вы к нам ещё?» На одной из недавних встреч девочка подарила такую милую лягушку. Она её сделала из бисера. Такая вот благодарность за творчество.
А как-то школьница мне заявила: «Современная литература - это скучно». Потом пришла на наше мероприятие. А через некоторое время сказала, что литература – это интересно. Теперь старается чаще читать книги, и стихи тоже.
– Интерактивные сборники, о которых вы рассказали, – это большая кропотливая работа. Откуда берёте сюжеты?
– Мне это интересно. Чаще всего сюжеты рождаются сами, на какие-то наталкивает творчество других людей. Скажем, художница нарисовала картину, а у меня возникла сказочная история по её мотивам. И у нас получилось такое сотворчество. А когда интересно, нет никаких границ. Была у меня, допустим, задумка написать про буквы, и чтобы это были не просто рассказы. Например, буква А, и дальше идёт сказка о выжатом апельсине. Дальше про букву Б, про белок.
– Это же замечательная идея. В школах она не используется?– В школьной программе, конечно же, нет. А в интерактивных занятиях, конечно же, да. Была задумка поработать над тульским алфавитом, но пока реализовать не удалось. Но в книжке про буквы есть рассказ о тульском прянике и о булочке венёвке.
– А вы сами ещё читатель или уже не очень?
– Читать мне по-прежнему нравится. В Туле есть студия архитектуры и дизайна «Fabrika». Мы там иногда собираемся, у нас что-то вроде книжного клуба, обсуждаем различные литературные произведения. С интересом также читаю своих коллег по перу. Сейчас вот мы собираемся обсудить книгу Бакмана «Тревожные люди». До этого была Анн Рэйд «Источник». Для себя читала «Одноэтажную Америку» Ильфа и Петрова, роман Замятина «Мы», «Двенадцать сторон света» Александра Евсюкова.
– Что почерпнули для себя в «Одноэтажной Америке»?
– Лично мне было интересно посмотреть на всё с технической точки зрения, узнать о функционале того времени: какие бытовые приборы были в домах, какое развитие они получили сейчас, как устроена работа внутри автомобилестроительной компании.
Мультики и песни
- На ваши стихи пишут музыку, снимают сюжеты…
- Да, в прошлом году сняли короткометражный ролик по мотивам рассказа «Облака». В нём участвовали дети. У нас была мини съемочная площадка. Ролик презентовали в конференц-зале тульского кремля. В этом году, в школе креативных индустрий, дети с преподавателем Галией Трушечкиной создали мультфильм по моим рассказам и стихотворениям.
Злата Тихонова придумала музыку на моё стихотворение. Всё это очень приятно и рождает идеи новых проектов.– Здорово, но сочинять тексты сейчас не самое востребованное занятие.
– Не соглашусь. Интерес есть. Все профессии нужны, все профессии важны. Лично для меня литература – это всё же больше какое-то душевное отражение. Побывав на различных семинарах, могу сказать, что это ни в коем случае не устаревает. Наоборот творчество каждого писателя находит своего читателя. Людям приятно осознавать, что рядом с ними есть кто-то пишущий. А ещё на наших семинарах говорилось о том, что в 2021, 2022 годах стихи получили даже большую популярность, чем проза. Людям хочется найти что-то необычное в простых вещах, у них возникает желание самим тоже что-то написать, придумать в том жанре, который им ближе.
– Но современное творчество – это совсем не про деньги.
– Изначально не было цели зарабатывать на этом. У меня есть сборники моих произведений. Они продаются. Покупатели при этом говорят, что хотят таким образом поддержать автора. Но те, у кого нет возможности купить книгу, получают её в подарок.
Это не про меня
– Вы с недавних пор занимаетесь политикой, стали членом Молодёжного парламента.
– Политика – слишком официально. Я не политик, и нет стремления оказаться в политике. Да, я возглавляю комитет по развитию парламентаризма, взаимодействию с общественными объединениями и межпарламентским связям. Для меня это новый опыт. Председатель комитета – это чуть больше ответственности, чем просто быть в составе комитета. Нужно подумать, как правильно организовать работу, кому что будет легче сделать. Для меня это интересное новое направление – работа в команде. – Что вас привлекло в этой деятельности?
– Молодежный парламент – это такая прослойка между студентами, школьниками, моими ровесниками и политиками высшего уровня. Мы можем аккумулировать идеи, предлагать свои видения по решению различных проблем. Также мы общаемся с активистами, организовываем разные мероприятия. Я выезжала в детские лагеря в Венёве, Одоеве. И не только со своими литературными проектами. Рассказывала о достопримечательностях этих городов, об их истории. Это было интересно и мне, и ребятам. Они подключились и сами рассказывали то, что знают, то о чём читали.
- А кто предложил войти в эту организацию?
– Я знала о его существовании ещё в студенческие годы, но всё как-то не решалась. На одном из форумов мне сказали, что будет проводиться набор в Молодёжный парламент. Я подала заявление. Меня приняли. К тому моменту я была участницей и соорганизатором творческого проекта «СтартАРТ», автором сборника стихотворений «Зона комфорта», активистом молодёжной комиссии профсоюзной организации на работе. И хотела расширить свою деятельность.
Мне вообще не хочется смотреть на что-то со стороны. Знаете, как говорят: можно бесконечно смотреть на то, как другие работают. Это не про меня. Интереснее находиться в процессе, делать что-то такое, чтобы это было полезно не только себе, но и людям.
– Как вы на всё находите время? «Чебурашку», например, успели посмотреть?
– «Чебурашку» уже посмотрела. Понравился. При желании время можно найти на всё.