Кружки, секции, пробы и тренинги сопровождают современных детей чуть ли не с пелёнок. Как найти золотую середину в развитии ребёнка и не перестараться, рассказала педагог дополнительного образования с 26-летним стажем Наталья Гуляева.
Индивидуальная мера
Ольга Ланина, «АиФ в Туле»: Наталья Валерьевна, вы более двух десятков лет посвятили детям, а чем взрослые отличаются от детей?
Наталья Гуляева: Такой вопрос задала мне однажды серьёзная особа шести лет. И сама же ответила, что взрослые – все серые и белые, а дети – радужные. «И ты радужная», – добавила она.
– Как же сохранить эту радужность восприятия мира, если мы чуть ли не с рождения загоняем детей в кружки? Им просто некогда оглянуться вокруг. Хочу спросить на примере одного четырёхлетнего мальчика. Он занимается футболом, актёрским мастерством, плавает, ходит на развивающие курсы. И при этом, по словам бабушки, не устаёт. Не скажется ли в будущем такое разнообразие на его нервной системе?
– Ответ – в самом внуке. Если у ребёнка между занятиями остаётся время для себя, когда он может поиграть сам с собой, т.е. самопроявиться, если он хорошо спит, ест, нет частых респираторных заболеваний, с кожей полный порядок, если он каждое утро встаёт с интересом, любознательностью и радостным, то всё нормально.
Может быть, именно этому мальчику необходима разноплановость. Когда он футболист, то вырабатывает цельность, цепкость, координацию движений, согласованность действий в команде. Это подталкивает развитие мозга, потому что мозг детей развивается в движении. Может быть потом, когда мальчику исполнится 6 лет, он скажет «стоп» словом или своим здоровьем, а, может быть, он ещё больше наберёт оборотов. В актёрском мастерстве ребёнок находит другие возможности, очень важные сегодня – презентацию себя, приобретение навыка публичных выступлений. К первому классу он станет понимать свои эмоции и проявлять их правильно. Он будет владеть артикуляционным аппаратом и помогать себе развиваться дальше.
Но надо очень тонко выкладывать путь, с учётом специфики ребёнка и цели его развития. А цель у родителей одна – воспитать счастливого человека.
Оранжерея любви
– Почему вы выбрали профессию учителя, когда налицо яркие актёрские данные? Ведь даже ребёнок заметил, что вы – радужная?
– Мне хотелось стать учителем, актрисой или певицей. А пение началось с детских концертов в большой семье. Когда собирались вместе мама с папой, бабушки, дедушки, двоюродные братья и сёстры со своими детьми, обязательно организовывали представления. Моя бабушка играла на гитаре, и практически все пели. Пели и дети. Хотя музыкального образования у меня нет до сих пор. А моя мама продолжает петь в хоровой академической капелле. В итоге я выбрала учительство, а актёрское начало продолжает сопровождать всю жизнь. Мне очень повезло с одногруппниками и преподавателями в вузе. Нам преподавала Зинаида Павловна Чеботарь, Валентина Николаевна Войнова, Галина Ивановна Минская, Сергей Ильич Маслов, Лидия Викторовна Винокурова, Георгий Евгеньевич Королёв и другие. Это люди другого набора. Они вселили такую веру, что мы, их ученики, знаем: каждый ребёнок может стать окрылённой птицей. Просто нужно распахнуть ему крылья!
– С безусловной верой в детей и огромным потенциалом вы не пришли в школу?
– Мне повезло стать педагогом дополнительного образования. Я представляю уроки через актёрство, которое в меня заложила природа. Могу быть героем любой сказки. Можно с каплей разговаривать, а можно крошку оживить. Для понимания ребёнком самого себя нужно дать сильное эмоциональное поле! Кроме того, есть возможность создавать индивидуальные программы, которые не прописаны обязательными школьными. В отличие от школьного учителя, педагог дополнительного образования имеет больше времени и вариативности в своём инструментарии.
Наш центр – это сообщество людей, влюблённых в своё дело. Я считаю, что мы – оранжерея, где искренне улыбаются, желают друг другу доброго утра, делятся тем, что есть просто так. Сюда приходят дети от 4-х до 18-ти лет не по обязанности, а по желанию. Сначала по желанию их мам, потому что они проводники для своих детей. Например, мама привела ребёнка в 5 лет, а в 14 он продолжает ходить сюда сам, а в 15 лет он уже привёл своего друга.
Ключ к пониманию
– С какими предпосылками приходят к вам сегодняшние родители и что они ждут от своих детей?
– Сегодняшние дети – свободные, мудрые и ёмкие. Я не вижу, чтобы родители перекладывали всё на нас и старались забрать только результат. Когда родитель начинает понимать, что мы – единое целое, что друг без друга мы не сможем, тогда-то всё и начинается.
Если говорить о школе раннего развития для детей 5–6 лет, то здесь я, занимаясь до последнего времени подготовкой речи, письма и счёта у детей, старалась привить навыки, которые помогут им сократить период адаптации к школе. Ведь школьная жизнь – это 10 лет пребывания, ощущения, развития себя. Нужно идти в школу с пониманием, что это время закладки знаний. Чем больше багаж, тем больше возможностей пробовать себя в разных ипостасях. Ведь когда ребёнок знает чуть-чуть, то и может столько же. Когда он знает больше, то и может больше. Я ребёнку обычно говорю: «Вчера ты мог столько, а сегодня уже столько и столько. И это всё ты! Представляешь?» И он представляет, чувствует и пробует дальше. Да, ему тяжело. А мы можем зайти с другой стороны. Например, когда ребёнку трудно учить язык, можно отправиться с ним в путешествие в далёкую страну: «Мы поедем в Японию и ты сможешь говорить там с мальчишками и девчонками на одном языке! А знаешь где Япония? Она далеко! Смотри на карту. Давай измерим расстояние линейкой. А линейка короткая? Чем ещё можно измерить? Сантиметром! А ты его видел? Давай посмотрим. Ух ты! Циферки на сантиметре, смотри интересные какие! Ты их знаешь?» И так далее. А начали мы с того, нужен ли ему иностранный язык.
От шести до семи лет ребёнок проходит такой же революционный путь развития, как от рождения до года.
В то время, когда ребёнок в классе не может что-то сделать, и все дети это видят, я сразу напоминаю о других его достижениях: «А вы помните, дети, какую вазу Петя нарисовал в прошлый раз?». Он сидит, рыдает, у него ничего не получается, а я ему: «Вспомни, как здорово ты нарисовал вазу, и мы так же хорошо напишем с тобой эти три палки». Мальчик начинает усердно писать строчку палочек.
– Но такой творческий подход к детям – редкость в современной школе.
– Поверьте, «педагогическое море» наполнено «золотыми рыбками». Просто каждому ребёнку нужна своя потенциальная Мария Ивановна. Один понимает Марию Ивановну структурированную, не эмоциональную, очень строгую. А другому она противопоказана. Но должно быть непреложным, что Мария Ивановна – это закон. Как извернуться, чтобы сказанное ею нелицеприятное объяснить ребёнку под другим соусом – это задача. Но если мы в первый год сломаем авторитет учителя, то не сможем вообще потом разобраться.
Педагог не многорукий многоног. При колоссальной загруженности, он не может успеть всё. Поэтому мы готовим детей к тому, чтобы они умели работать в шуме, работать в группе, принимать от группы, чувствовать свои границы в группе.
И ещё я знаю одну непреложную вещь, что счастливого ребёнка может вырастить только счастливая мама.
– Но как маме научиться сохранять себя счастливой? Многие сейчас ограничиваются ролью домохозяек, растворяются в детях?
– Чтобы остаться собой и быть счастливой, нужно знать, что вас радует. Это как в притче о маме, которая периодически закрывалась от детей в комнате и пила чай с конфетами из тонкой фарфоровой чашечки, делая себя счастливой.
Советы мамам
- Верить в ребёнка, что у него всё получится
- Много обнимать, целовать, разговаривать с улыбкой, серьёзные диалоги вести, глядя глаза в глаза, а не сверху вниз.
- Принимать ребёнка, как человека, равного себе, уважать его как личность, видеть в нём своего учителя.
- Любить его неповторимого, уникального просто потому, что он есть.
- Научить детей задавать вопросы.