Летом 1940 года началась «Битва за Британию», которая официально завершилась 30 октября того же года. Германские ВВС устроили массированные авианалеты на английские города и военные объекты. Немецкая авиация совершила около полутора тысяч самолётовылетов и провела до пяти сотен бомбардировок, сбрасывая смертоносный груз на головы англичан практически ежедневно.
Англия, после июньской капитуляции Франции, была единственной страной, остававшейся военным противником Германии.
В период «Битвы за Британию» погибло свыше 40 тысяч англичан и около 50 тысяч получили тяжелые ранения. От бомбежек пострадали многие британские города. Но всё-таки Гитлеру не удалось подорвать дух британцев и дезорганизовать экономику островного государства. Планы гитлеровцев принудить Англию к капитуляции сокрушили умелые действия Королевского воздушного флота и мужество, проявленное населением. Весомый вклад в борьбу с врагом внёс английский лётчик, выходец из дворян Тульской губернии Российской империи, князь Эммануил Владимирович Голицын.
Тульский Голицын
Вот что рассказывается о нём в английских источниках.
«Битва за Британию» уже закончилась, но новые высотные «Юнкерсы» модели «86R» с апреля 1942 года царили в британском небе — сбросив бомбы, они преспокойно поднимались на недоступную для англичан высоту (свыше 13 километров) и улетали домой.
Тогда англичане создали экспериментальное авиа звено, укомплектованное самыми опытными летчиками и значительно облегчёнными (на 200 килограммов) самолётами Spitfire-IX, чтобы доставать врага на ранее недоступной высоте.
Для облегчения самолетов пришлось снять даже пулемёты — на вооружении осталась лишь носовая пушка. Расчёт был на боевой опыт и неожиданность атаки на высоте.
12 сентября 1942 года князь Эммануил Владимирович Голицын совершил то, что отражено теперь на стенде британского Музея ВВС. Взлетев с аэродрома Норхольт, он набрал высоту в 12 200 метров над проливом Те-Солент и заметил над правым крылом торпедообразный «Юнкерс 86R». Немец, капитан Гётц, тоже заметил соседа, быстро сбросил бомбы и стал набирать высоту, на которую англичане обычно не могли подняться. Но Голицын взмыл следом: бой случился на высоте около 14 километров. Задача Голицына была — не сбить противника, а нанести ему такой урон, при котором он смог бы дотянуть до своих. Так и случилось: «немец» был повреждён, но дотянул до своего аэродрома. Так стало всем известно, что высотные «Юнкерсы» англичане теперь могут атаковать. Немцы сразу сократили количество высотных налётов.
Когда через 30 лет Голицын встретился с Гётцем, тот подтвердил, что после этого боя вермахт стал сворачивать «высотные» бомбардировки Англии.
А Голицын продолжал высотные полеты: однажды на новом, высотном Spitfire-VII перелетел через Ламанш и сбил немецкий истребитель «Фокке Вульф 190», за что получил вторую награду. При этом с «землёй» он говорил на русском языке, создавая у врага впечатление, что к защите Британии подключились русские.
Восстановил гражданство
Кто же был этот отважный пилот британских ВВС русского происхождения, отвадивший немцев от высотных бомбардировок?
Это был русский князь Эммануил Владимирович Голицын, внук тульского дворянина, полковника, князя Эммануила Васильевича Голицына, имевшего поместья в Епифанском уезде и селе Якшино Одоевского уезда (ныне село Якшино Дубенского района Тульской области). И назван был Эммануил Владимирович в честь деда.
В 1994 году Эммануил Владимирович Голицын подал прошение о восстановлении российского гражданства, которое было удовлетворено. После этого предметом его деловых интересов стала Россия, и впоследствии он не раз приезжал на родину, присутствовал на церемонии перезахоронения останков царской семьи в Санкт-Петербурге.
Князь Эммануил Голицын скончался 23 декабря 2002 года в Лондоне в возрасте 84 лет.