Примерное время чтения: 18 минут
314

Именем революции. Как деревушка Михайловка стала городом Кимовском

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. "АиФ-Тула" 01/11/2023
Алексей Мурат / АиФ в Туле

Деревня Михайловка Епифанского уезда было известна ещё с екатерининских времён. В 1874 году через неё прошла железная дорога, так как уездная Епифань, находясь в окружении болот для прокладки стальной магистрали не подходила, да и крюк был бы немалый. Зато Епифань подарила новой станции своё название, но сама пошла к своему закату. Ибо вся экономическая (и не только) деятельность начала перемещаться в некогда захудалую Михайловку.

Местные купцы быстро поняли все преимущества железной дороги. Ведь до этого на телегах доставка товаров, зерна, перегон скота в Москву занимали очень много времени, неделями по бездорожью… А по ж/д – сутки и товар в столице! Купцы стали открывать возле вокзала свои лавки и магазины, строить дома и другую инфраструктуру. В деревне построили кирпичный завод, две паровые мельницы, кузницы, мастерские, прочие промышленные объекты. Начался отток населения из уездного города в Михайловку, которую стали называть посёлком при станции Епифань.

Фото: АиФ в Туле/ Алексей Мурат

Но наибольшего рассвета он достиг уже при Советской власти, которая была установлена в уезде через две недели после того, как это произошло в Туле – 20 декабря 1917 года по новому стилю. Спустя 9 лет Михайловка стала административным центром одноимённого района. А ещё через три года, в пору коллективизации села, местные комсомольцы организовали колхоз в честь Коммунистического интернационала молодёжи (сокращённо – КИМ). Через полтора года Кимовским стал весь район – чтобы не путать с соседним Михайловским на Рязанщине. А вот сам посёлок (с 1952 г. – город) получил нынешнее название Кимовск только спустя 3 года после Победы. К тому времени там уже велась добыча бурого угля, которая наряду с сельским хозяйством составила основу экономики всего района.

Подарок к юбилею

К 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции на станции Кимовск был открыт музей, посвящённый событиям 1917-1918 гг. в Епифанском уезде. Железнодорожники обустроили прилегающую территорию, привели в порядок здание самой станции, организовали в одном из залов экспозицию и передали её Кимовскому районному историко-краеведческому музею. Этот участок работы был доверен Татьяне Парчайкиной, в которой угадывается человек неравнодушный и увлечённый.

Фото: АиФ в Туле/ Алексей Мурат

От неё посетители и узнают о том, что происходило на станции Епифань и вокруг неё в те непростые годы.

В центре экспозиции – митинг на станции, коих только за май 1918 года историки потом насчитали аж 20. Да и неудивительно: в ту пору собирались по любому поводу, будь то отправка новобранцев на фронты Гражданской войны, прибытие продотряда из Тулы для изъятия «излишков» в пользу голодающих рабочих и молодой Красной армии, или, наоборот, получение «гуманитарной помощи» в виде 80 бочек селёдки или 2 тысяч пар галош. К слову, даже рыба и обувь в пору военного коммунизма могли послужить вполне себе ходовой валютой и подлежали обмену – здесь же, у станции.

Могли послужить поводом для митинга какие-то события на фронте или полученный железнодорожниками по телеграфу важный декрет Совнаркома.

В ту пору собирались по любому поводу.
В ту пору собирались по любому поводу. Фото: АиФ в Туле/ Алексей Мурат

Первый комиссар

Уникальность экспозиции состоит в том, что некоторые из манекенов представляют реальных местных революционных деятелей.

Впрочем, молодой моряк стал фигурой всероссийского масштаба. Это Иван Сладков, уроженец села Молодёнки Епифанского уезда. Большевик с 1911 года, руководитель подпольной ячейки РСДРП(б) на линкоре «Александр II», унтер-офицер 1-й статьи. В декабре 1915-го за революционную деятельность был приговорён к 7 годам каторги, но после Февральской революции был освобождён. Принимал активное участие в Октябрьском восстании, потом был направлен на Черноморский флот, в 1921 году был назначен комиссаром морских сил Республики Советов. Умер в 1922 году в Севастополе в результате тяжёлой болезни в возрасте 33 лет. Память Сладкова была увековечена и на его малой родине, и в городе русских моряков и в украинском ныне Очакове. Но киевский режим старательно уничтожает любое упоминание обо всём русском и советском. Вот и улица Сладкова была переименована, а мемориальная доска и бюст – демонтированы.

Иван Сладков, уроженец села Молодёнки Епифанского уезда.
Иван Сладков, уроженец села Молодёнки Епифанского уезда. Фото: АиФ в Туле/ Алексей Мурат

После закрытия школы в Молодёнках несколько лет был неприкаян и здешний бюст героя революции. Позже его установили на территории регионального центра подготовки граждан РФ к военной службе и военно-патриотического воспитания в Туле. Хлопотали об этом потомки Ивана, в том числе – и не так давно ушедший из жизни заслуженный артист России Вячеслав Сладков. В 2022 году в Молодёнках, наконец, появилась мемориальная доска – как раз к столетию смерти комиссара.

Люди и манекены

Ещё одно реальное историческое лицо в экспозиции в кожанке и картузе – фигура секретаря уездной организации РКП(б) Алексея Левицкого. Молодая активистка рядом с ним – Анна Муруева, из села Гранки, солдат – Аброськин, житель села Хитровщина, герой первой мировой войны. Другой солдат (возле бочки с селёдкой) – Сергей Королёв, тоже участник первой мировой войны.

Фото: АиФ в Туле/ Алексей Мурат

Крестьяне на переднем плане – типичные жители Епифанского уезда, причём, более зажиточную крестьянку, девушку в зелёном, можно узнать легко узнать по одежде. Бросается в глаза молодая пара Чесноковых, представителей местного купечества.

Скромно в углу стоит начальник станции Михаил Федотов, прадедушка одного из бывших сотрудников Кимовского районного краеведческого музея В.А. Юдина. А семья Федотовых была настоящей железнодорожной династией. Несколько поколений Федотовых работали на станции, занимая в разное время разные должности – от телеграфиста до начальника.

Фото: АиФ в Туле/ Алексей Мурат

Епифанский мятеж

На одном из таких митингов в ноябре 1918 года обсуждались последствия мятежа, поднятого в деревне Михайловка. Летом 1918 года рабочие продотряды в союзе с местными комитетами бедноты производили продразверстку, порой отнимая у кулаков и середняков последнее и обрекая их семьи на голод. Но и в городах рабочие голодали, почему и была возобновлена придуманная ещё царскими властями продразвёрстка.

Недовольные крестьяне, организованные группой белогвардейцев из Венёвского уезда и при поддержке местных зажиточных жителей, в том числе аптекарь Фирсов (его манекен в очках тоже представлен в экспозиции) со своими сыновьями-белогвардейцами, подняли в деревне мятеж и заняли станцию Епифань. Они остановили поезд и расстреляли двух ехавших в нем красноармейцев. Так же были убиты ещё несколько активистов, в том числе – активисты комбеда Шилин и Гуськов.  Начальник почтово-телеграфной конторы при станции Епифань Беляков, улучив момент, смог передать телеграммы о мятеже в Епифань и Тулу. Спустя несколько часов со стороны Епифани был выслан отряд красноармейцев и милиционеров. Бои вокруг станции продолжались несколько дней. В ходе подавления этого мятежа были убиты или расстреляны 18 зачинщиков. Многие кулаки-мятежники бежали. Епифанский мятеж – далеко не самый кровавый, но абсолютно типичный для того времени.

За кипятком не в Смольный

Как мы видим, вся жизнь в деревне в то время кипела вокруг станции. Как она выглядела вплоть до начала Великой Отечественной войны, показывает макет, созданный по чертежам из железнодорожных архивов. Все здания станции были построены из дерева. Так же на территории станции велась заготовка дров для заправки паровозов. Вода к водонапорной башне подавалась с Дона.

Фото: АиФ в Туле/ Алексей Мурат

Каждая станция в то время была оборудована кубовой – помещение, где находился большой, метр на метр, чан, в котором круглые сутки кипела вода. И любой пассажир мог набрать кипятку, чтобы попить чаю в вагоне, ведь тогда они ещё не были оборудованы титанами для нагрева воды. И любой пассажир, отправляясь в путешествие, должен был взять с собой котелок или чайничек, чтобы на станции набрать кипятку. Кстати, сделать это мог любой, необязательно пассажир, и совершенно бесплатно. Многие жители деревни этим пользовались.

Во время Великой Отечественной здание вокзала и многие сооружения на станции Епифань были разрушены. Это были как последствия недолгой, буквально в течение считанных недель, фашистской оккупации, так и авианалётов и артиллерийских ударов.

Фото: АиФ в Туле/ Алексей Мурат

Рыцарь революции

Ещё одна из центральных фигур музея революции на станции Кимовск – скульптура Феликса Дзержинского. Все мы знаем этого человека, в первую очередь как председателя Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Казалось бы – какое отношение имеет его личность к этому музею?

А дело в том, что Железный Феликс мог с нуля не только создать одну из самых эффективных спецслужб в мире, но и наладить работу железных дорог, которые в ту пору были главными транспортными артериями, кровеносными сосудами экономики, однако в результате военных и революционных потрясений оказались на грани коллапса. Тогда за очень короткое время сменилось девять наркомов путей сообщения. Около 70% ж/д путей и 50% станционных сооружений по стране были разрушены. И все это нужно было восстанавливать. Ведь железные дороги – это как кровеносные артерии экономики любой страны. И нормальная работа этих артерий была первоочередной задачей.

Фото: АиФ в Туле/ Алексей Мурат

В 1921 году Ленин назначил на должность наркома путей сообщения Дзержинского. При этом он продолжал занимать пост председателя ВЧК. Феликс Эдмундович смог не только наладить работу действующих железных дорог, но и организовать строительство новых. Начиная уже с 1923 года началась прокладка новых путей сообщения на восток, ведь там добывались полезные ископаемые.

А ещё Дзержинский искоренил детскую беспризорность. Ведь после первой мировой и гражданской войн в стране насчитывалось до 5 миллионов детей и подростков, не имеющих ни родных, ни жилья. А на ж/д станциях и вокзалах беспризорников было больше всего – здесь они могли хоть как-то выжить – попрошайничать, воровать, тот же кипяток спасал, можно было на поезде уехать на юг, там тепло и сытно… На должности председателя комиссии по борьбе с беспризорностью Дзержинский создал систему приёмников-распределителей временного пребывания, детских домов, коммун и детских «городков». Как нарком путей сообщения он организовал несколько врачебно-питательных поездов, которые, передвигаясь от станции к станции, собирали беспризорников, а потом распределяли их по коммунам. В Епифанском уезде также были организованы две коммуны – в Бучалках и Молодёнках. В таких учреждениях тысячи обездоленных детей получали медицинское обслуживание, питание, образование, и самое главное, возможность дальнейшей самореализации.

Новый Ильич и пионеры

Несколько стендов музея посвящены колхозному движению в Епифанском уезде и периоду обороны, оккупации и освобождения Кимовского района от немецко-фашистских захватчиков.

А железнодорожная станция Кимовск обрела свой нынешний облик в 1952 году, было построено нынешнее здание вокзала. К слову, даже улица, на которой она расположена, носит имя КИМа – Коммунистического интернационала молодёжи. Благоустроенная к 100-летию революции территория, прилегающая к станции, тоже напоминает о советской эпохе. Памятник В.И. Ленину заменён: старый разрушался, а нынешний перемещён с малой родины Сладкова – из Молодёнок. К слову, местные жители не хотели с ним расставаться и вообще боялись, что монумент пропадёт. Но нет, наоборот, он получил новую жизнь. В декоративную оградку, на которую любуется старый-новый Ильич, вписали серп и молот – главные символы тех, кто честно трудится и создаёт материальные блага.

Паровоз польский, но советский.
Паровоз польский, но советский. Фото: АиФ в Туле/ Алексей Мурат

С другой стороны вокзала, кроме названия станции, проезжающие пассажиры могут увидеть и паровоз серии Эр. Он был привезён к 100-летию революции с Южно-Уральской железной дороги, а построен… в Польше в 1952 году, что символично вдвойне: во-первых, тогда это была дружественная социалистическая Польша; во-вторых, паровоз – ровесник кимовского вокзала и самого Кимовска как города.

Ещё одна «фишка» станции – гипсовые скульптуры пионеров по обе стороны от здания вокзала. В сороковые-пятидесятые годы XX века их устанавливали массово, но сейчас их можно встретить всё реже. Удивительно, но, на само деле, пионеры были заказаны специально к открытию музея, поэтому они – новодел. С одной стороны, истинных ценителей советской садово-парковой скульптуры это обстоятельство явно огорчило бы. С другой, оно даёт надежду на возрождение этого вида изобразительного искусства. За спиной у одного из пионеров – стенд с упоминанием о том, в честь какой организации был назван город.

Часть экспозиции музея – «пионерская комната», где представлено что-то среднее между учебным классом советской школы и помещением для внеклассной идеологической работы.

Фото: АиФ в Туле/ Алексей Мурат

Диагноз – низкая проходимость

И всё бы ничего, да проходимость музея низкая. Основные его посетители сегодня – местные школьники. Размеры пассажирского движения по станции снижены до минимума. Из Тулы сюда на пригородном поезде без пересадки вообще не доедешь. Через Кимовск из Узловой раз в сутки ходит дизель до Ряжска и обратно, а из поездов дальнего следования только «международный» состав Самара-Минск раз в неделю. Причём, пока он делает остановку только при следовании в восточном направлении, а в обратном стоянка по Кимовску вводится только в зимнем графике. А ведь когда-то здесь кипела жизнь. До сих пор многим местным памятен межрегиональный поезд Калуга – Ряжск, который шёл через три региона, делал много остановок. А вагоны там эксплуатировались плацкартные, но как общие, то есть места продавались как сидячие, и не 54, а 81. Уже много лет ничего подобного нет, и станция, несмотря на свой музейный статус, к сожалению, деградирует, рискуя когда-то повторить судьбу станции Белёв, которая с 2016 года является непассажирской, несмотря на наличие музейной экспозиции.

В конце мая 2018 года состоялось открытие детского железнодорожного экскурсионного маршрута «Куликово поле – взгляд из XXI века», рассчитанный на школьников 5-7 классов. В него вошли посещение музея Октябрьской революции на станции Кимовск, музейного комплекса «Куликово поле» и мемориала на Красном холме. Разрабатывался двухдневный маршрут с посещением с. Монастырщино, с. Моховое, с. Себино, п. Епифань, Богородицкого дворца-музея и парка. Было объявлено, что детский железнодорожный маршрут будет расширять свои границы за пределы области. Но что-то пошло не так, проект не выстрелили был свёрнут.

Кстати, ж/д станция Куликово поле в соседнем Куркинском тоже давно перестала быть пассажирской, более того, участок Куликово поле – Дворики была разобран, что сделало невозможной, к примеру, организацию туристического железнодорожного маршрута по толстовско-бунинским местам Липецкой области, первому полю русской ратной славы, достопримечательным местам Кимовского района, и не только. Так что за музей на станции Кимовск железнодорожникам – спасибо, но работать есть ещё над чем.

Материал подготовлен при содействии Кимовского районного историко-краеведческого музея имени В.А. Юдина и лично Т.Р. Парчайкиной.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах