Крестьянин-середняк Фрол и бандюга, главарь кулацкого восстания Антонов ликвидировали на сцене социальные противоречия. А из зрительного зала, ёжась в телогрейках от холода и накала страстей, за первым в городе театральным действом напряжённо следили каменщики и землекопы. Его первостроители.
Было это в помещении клуба инженеров и техников, в Заводском районе Сталиногорска. К слову, других районов в городе ещё почти не было, так как Сталиногорск на тот момент едва достиг «школьного» возраста. Ведущий инспектор архивного отдела Новомосковска Ольга Суменкова назвала актёров, сыгравших означенных персонажей в том далеком 1938 году.
В роли Фрола Баева выступил А. Яхонтов, в роли кулака-эсера - А. Блеккер. Это они воплотили образы главных героев пьесы Н. Вирты «Земля». В репертуарном плане на тот год были пьесы русских и зарубежных классиков: «Лес» Александра Островского, «Мария Тюдор» Виктора Гюго, «Васса Железнова» Максима Горького.
Едва в сорок первом поставили гоголевского «Ревизора», началась война. Театральная молодёжь ринулась добровольцами на фронт, многие не вернулись.
И ведь замахнулись!
Откуда в только что народившемся, ещё никому не известном городке было взяться театру, да ещё профессиональному? Как это бывало во все времена - от неуёмного стремления молодёжи реализовать свои творческие амбиции. В Бобрик-строе, а именно так назывался Новомосковск изначально, энтузиасты организовали кружки художественной самодеятельности.
В красных уголках и на открытых площадках они читали стихи, пели песни, танцевали, ставили сценки. Тут-то и возникла идея создания молодёжного театра. Завкультсектором горкома комсомола Глеб Шальнев, оценив творческий порыв, а равно и потенциал актёров недавно образованного театра рабочей молодежи (ТРАМ), призадумался: а не самое ли время замахнуться на создание в будущем индустриальном центре СССР театра настоящего? Опередить, так сказать, время. Чтоб с серьёзным репертуаром, профессиональными актёрами и режиссёрами, гастролями и, конечно, кассой? И ведь замахнулись!
В 1934 году самодеятельных актёров-студийцев освободили от основной работы на производстве, определили им стипендию в 34 рубля, а шефство над новоиспечённым провинциальным театром, подобных которому, кстати говоря, на ту пору в стране ещё ни одного не было, взял Московский камерный театр.
Феникс
Решение об организации Сталиногорского драматического театра принято в декабре 1937 года. Едва в сорок первом поставили гоголевского «Ревизора», началась война. Театральная молодёжь ринулась добровольцами на фронт, многие не вернулись. Даже здание, в котором располагался театр, в дни оккупации уничтожили фашисты. Казалось, ну вот и всё, городская театральная эпоха завершилась, едва начавшись. Но нет!
Выдержка из приказа от 11 ноября 1942 (!) года Управления по делам искусств Совета народных комиссаров РСФСР гласит: «Коллектив Рославльского театра Смоленской области стационировать в Сталиногорске…» Сразу же были поставлены спектакли «Русские люди», «Платон Кречет», «Поздняя любовь» и другие спектакли разнообразных жанров. И это в самый разгар Великой Отечественной. Одним словом, возродился театр, подобно птице Феникс.
Много чего ещё было в судьбе Новомосковского драматического театра. И гастроли, и триумфы, и переезды из здания в здание, но не было отсутствия зрителя. А что касается грядущего юбилея, то отмечен он будет постановкой пьесы Карло Гольдони «Хозяйка гостиницы».
Можно не сомневаться, что не обойдётся без приставных мест, толкотни у касс и парадного подъезда, где народ тщетно будет спрашивать лишний билетик. А в конце - овации и море цветов. Потому что Новомосковский театр драмы за 80 лет не только не растерял творческий потенциал, но и неустанно его приумножает. Экспериментирует, разнообразит репертуар, а главное – очень любит своего зрителя. За что тот и платит взаимностью.