TULA.AIF.RU начинает серию публикаций о храмах Тулы – ныне действующих, частично сохранившихся и полностью утраченных. И первый наш рассказ – об Успенском соборе в Тульском кремле.
Построен за два года
На протяжении столетий Тульский кремль, в следующем году отмечающий 500-летие, являлся не только оборонным и административным, но и духовным центром нашего города. На Большой улице, в центре кремля в XVI в. стояли две деревянные церкви – холодная во имя Архистратига Гавриила с приделом Василия Парийского и тёплая во имя Успения Пресвятой Богородицы. Эти церкви упоминаются в писцовой книге 1587-1589 гг.
Первый каменный Успенский собор с приделами во имя Архангела Гавриила и Тихона Амафунтского возвели во второй половине XVII в. Через сто лет он обветшал, и его разобрали. Взамен него в кремле построили новый Успенский собор, сохранившийся до наших дней. Строительство началось 7 мая 1762 года на средства тульского купечества, завершилось в 1764-м, а потом ещё два года производилась стенная роспись храма. Имя зодчего – автора проекта собора - до сих пор неизвестно.
Пространственное решение храма напоминает типичные городские соборы XVI-XVII вв., а богатое декоративное оформление выполнено в стиле русского барокко. Мы видим белокаменные резные детали (капители, раковины, розетки), элементы из фасонного кирпича, лепные украшения (растительный орнамент и другие).
Три входа в собор обрамляют богато украшенные порталы. Собор освятили 19 октября 1766 г. (30 октября по новому стилю), а в мае 1767 года был освящен устроенный в нём с правой стороны придел Иоанна Златоуста. Но в начале XIX в., после перенесения архиерейской кафедры в Тулу, придел этот упразднили из-за тесноты, а на его месте обустроили соборную ризницу. «Лебединая песня» ярославцев Успенский собор расписывали 36 ярославских мастеров, работавших в лучших традициях ярославской школы периода её расцвета. Они трудились «по два лета» - в 1765 и 1766 годах.
Стенопись собора – одно из последних произведений стенного письма ярославской школы; по выражению живописца, реставратора, педагога Игоря Грабаря – «лебединая песня умиравшего великого искусства». Ровно через сто лет стенопись была полностью обновлена, и сегодня мы видим в соборе в основном стенную живопись середины XIX в. Велика художественная ценность деревянного резного золочёного семиярусного иконостаса. Он выполнен тульскими резчиками по дереву. Иконы были написаны неизвестными тульскими живописцами, работавшими по найму у купца Лариона Сорокина, и калужским дьяконом Андреем Филипповым. Три иконы, размещавшиеся у царских врат, выполнены оружейником Григорием Белоусовым, лучшим тульским иконописцем того времени.
Сейчас иконы хранятся в областном художественном музее. Восхищались император и митрополит Успенский собор высоко оценивали высшие чины Русской православной церкви и русские монархи. И.С. Покровский в «Тульских губернских ведомостях» приводит воспоминания кафедрального протоиерея Ивана Сергеевича Покровского о том, что митрополит Московский и Коломенский Платон во время поездки из Москвы в Киев специально останавливался в Туле, чтобы посмотреть на Успенский собор: «Это было летом 1809 года, — говорил Покровский. — Мы отслужили только литургию, и я выходил из собора, как дорожная карета остановилась у паперти, и я увидел высокопреосвященного Платона. С искренней радостию встретив Московского митрополита, мы проводили его к алтарю. Знаменитый иерарх приложился к местным иконам, потом внимательно осмотрел весь храм. Оставляя собор и благословляя нас, служителей алтаря, он сказал: ваш собор никогда не забудешь... В последний раз обозревая обширное его пространство, он добавил: и можно ли забыть то, что истиннопрекрасно!»
И ещёодин эпизод, опубликованный Н.Ф. Андреевым: «В 1823 году Александр I, подъезжая в коляске к собору вместе с тульским генерал-губернатором А.Д. Балашовым, сказал ему: «Пойдём смотреть один из великолепных храмов, которые я видел». Возвратившись из собора, он сказал графу А.А. Аракчееву, увлекательно улыбаясь: «Я весел. Я был в Тульском соборе».
Архитектурная доминанта
Четырехъярусная колокольня Успенского собора строилась с 1772 по 1776 г. Кремлевская колокольня стала одной из главных городских архитектурных доминант; на неё была ориентирована Киевская улица (ныне проспект Ленина). Её высота от земли до креста составляла по одним данным 33 сажени (70,4 метра), по другим - 33 сажени и 1 аршин, то есть 71,1 метра. Колоколов было 22, над колоколами располагались часы. 8 колоколов предназначались для церковных звонов, остальные — для часового боя. Часы для колокольни изготовил в 1792 году тульский оружейник Кобылин Иван Иванович Большой (т. е. старший из родных братьев, имевших одинаковые имена-отчества). Четыре циферблата были обращены по четырём сторонам света. Вместо цифр на циферблате использовались буквы, и имелась всего одна стрелка — часовая (такими были все тогдашние часы, минутная стрелка появилась позже). Впоследствии — пока не установлено, когда именно — эти часы были заменены более современными, с двумя стрелками.
Успенский собор являлся «холодным», неотапливаемым храмом, то есть богослужения в нём можно было проводить только в тёплое время года. В нижнем ярусе колокольни в 1778 году устроили теплый храм во имя Тихона Амафунтского. Старинная колокольня до наших дней не дожила. 28 сентября 1936 году в ней случился пожар, после которого её разобрали.
При советской власти
В феврале 1930 года было принято решение закрыть в Туле десять церквей. В число закрываемых попал и Успенский собор кремля, но он действовал до лета 1934 года. Потом на протяжении десятилетий его использовали под различные склады.
В конце 1940-х годов состояние собора оставляло желать лучшего. В кровле зияли дыры, были неисправны водосточные трубы, стёкла во многих окнах отсутствовали, что вело к повреждению настенной живописи от сырости. Расположение складских стеллажей непосредственно у стен собора привело к гибели части монументальной росписи в нижних частях стен.
В 1960 году, согласно постановлению Совета Министров РСФСР, здание храма поставили на государственную охрану. Реставрация Успенского собора началась в мае 1965-го. Тогда отремонтировали цоколь и кровля, позолочены главы. В конце 1980-х гг. проводились работы по реставрации настенной живописи и иконостаса; они шли и в дальнейшем — крайне медленно, с перерывами.
В сентябре 1991 г. исполком Тульского областного Совета народных депутатов принял решение о передаче Успенского кафедрального собора Тульского кремля в безвозмездное пользование Тульскому епархиальному управлению для совместного использования с филиалом областного краеведческого музея «Тульский кремль» по первоначальному назначению и для музейного показа.
Преображение собора Значительная по масштабам реставрация Успенского собора, как и реставрация всего Тульского кремля, возобновилась в 2012 году. В 2013-м загорелись золотом все его купола, а фасады получили одну из своих исторических окрасок — на серо-голубом фоне белые декоративные элементы. С 2014 года ведутся работы по восстановлению иконостаса Успенского собора и настенной темперной живописи.
Одним из значимых событий жизни Тулы последнего десятилетия стало воссоздание колокольни Успенского собора, разобранной в 1937 году. 28 сентября 2012 года состоялась торжественная закладка камня в основание колокольни. К лету 2014-го возведение колокольни завершилось. 27 июня на неё были установлены часовой механизм и шпиль - с помощью специального вертолёта КА-32А. 13 сентября 2014 года колокольню Успенского собора освятили.
В 2015 году в первом ярусе колокольни обустроили храм во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского и его супруги преподобной Евфросинии Московской. Храм освятили в День города Тулы и Тульской области, 12 сентября 2015 года. А 21 сентября, в очередную годовщину сражения на Куликовом поле, рядом с храмом открыли памятник Дмитрию Донскому.