aif.ru counter
74

Кирпичное кружево. Где велел сын Ивана Грозного основать женский монастырь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. "АиФ в Туле" 15/01/2020
Юлия Богомолова / АиФ

Эти храмы, расположенные рядом с кремлём, визуально знает каждый туляк. Один – светлый, с колоннами, в классическом стиле. Другой – из красного кирпича, в русском стиле.

Две церкви и небольшой кирпичный дом вблизи них – всё, что осталось от тульского Успенского женского монастыря. Наш сегодняшний рассказ о главном храме этой обители – Успенском.

Неопалимая купина

Основать в Туле женский монастырь решил царь Фёдор Иоаннович, сын Иоанна Грозного. В писцовой книге по городу Туле за 1587–1589 годы говорится о том, что под его строительство отмерен участок на Старом городище – на месте, где сегодня находится Тульский оружейный завод.

Однако строительство тогда так и не начали. А в 1598 году скончался царь Фёдор Иоаннович. Потом было не до возведения монастырей: Смутное время, междуцарствие. Обитель возникла значительно позже – при царе Алексее Михайловиче, в конце 1640-х годов.

Время строительства первого, главного храма монастыря точно не установлено. Из документов XVIII века ясно, что это было каменное двухэтажное здание. В верхнем этаже – престол во имя Успения Пресвятой Богородицы и придел во имя преподобного Александра Свирского, в нижнем – престол в честь иконы Божией Матери «Неопалимая купина» и придел Николая Чудотворца.

Со временем здание обветшало, начало уходить в землю, весной и в дождливые дни первый этаж заливался водой. Церковь разобрали и в 1791–1792 годах построили новую – каменную, одноэтажную – на деньги, выделенные из казны Екатериной II, попечением тульского гражданского губернатора Андрея Ивановича Лопухина. Главный престол освятили во имя Успения Пресвятой Богородицы, южный придел посвятили иконе «Неопалимая купина», северный – Александру Свирскому.

В 1857 году храм, пришедший уже в довольно ветхое состояние, расширили, что не пошло ему на пользу: обветшание ускорилось.

В 1899 году приступили к разборке этой церкви; к 1902-м на её месте воздвигли новое двухэтажное здание, которое и дошло до наших дней. 

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

В русском стиле

Успенская церковь была возведена в русском стиле. В её декоре – множество мотивов древнерусского зодчества: колонки с «перехватами» и «кубастыми» капителями и гирьки- «висяги» над главным западным порталом, целые ряды ширинок, арка с килевидным завершением. Видный архитектор Владимир Уклеин отмечал в своей книге «Тула – каменная летопись» (1984 г.): «Ни одно тульское здание не может даже отдалённо сравняться с Успенской церковью по прекрасному качеству кирпича и по виртуозности кирпичной кладки».

Интересно, что сохранился проект церкви. Он близок к построенному зданию, но предусматривает несколько иные декоративные и пластические элементы. 

Так, при утверждении проекта и в процессе строительства отказались от готических элементов декора – например, стрельчатых декоративных элементов на барабанах. По проекту многие кокошники были полукруглыми, но их сделали килевидными. Не стали делать и горизонтальное трёхчастное деление фасадов окнами – в случае такого деления здание казалось бы трёхэтажным.

Нижний тёплый храм с одним престолом во имя равноапостольной Марии Магдалины и великомученика Пантелеимона целителя освятили 24 октября 1902 года. Верхний, с главным престолом Успения, – 28 июня 1904 года, а приделы верхнего храма – во имя иконы «Неопалимая купина» и во имя Александра Свирского – соответственно 11 июля 1910 года и 3 июля 1911 года.

В Государственном архиве Тульской области хранится «Дело о построении каменного храма при Тульском Успенском женском монастыре», начатое 26 января 1899 г., оконченное 3 октября 1907 г. «Дело…». Оно содержит рапорты и прошения настоятельницы монастыря игуменьи Магдалины, адресованные архиепископу Тульскому и Белевскому Питириму и в духовную консисторию, а также соответствующие резолюции. Как и при любом строительстве, возникали проблемы финансовые, снабженческие, а также вопросы этического порядка. 

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

В рапорте игуменьи Магдалины от апреля 1899 года говорится, что ров для фундамента нового храма пройдёт через старые могилы, «числом пять». А далее – об отношении к «отеческим гробам», имевшем место в XIX веке и, к сожалению, утраченном в веке ХХ. Настоятельница пишет архиепископу Питириму: «Хотя могилы эти содержат останки давно умерших покойников, тем не менее, может случиться, что при разрытии их могут оказаться не совершенно ещё истлевшими кости и части гробов; почему принимаю на себя смелость смиреннейшим образом просить Ваше Преосвященство а) разрешить мне произвести раскопку находящихся на месте фундамента будущей церкви могил; б) собранные в них смертные останки сложить в общий гроб и, по совершении над ними панихиды, закопать на середине будущей церкви; и в) имеющиеся на некоторых могилах памятники заложить в стену нижнего этажа нового храма так, чтобы надпись о звании похороненных была видна изнутри храма».

Немало сделали для нового храма тульские благотворители. Так, его мраморный иконостас явился пожертвованием Надежды Угренович. Два серебряных креста и священные сосуды в храм передали люди, пожелавшие остаться неизвестными. Любовь Ивановна Трухина (урождённая Ломова) пожертвовала паникадило, повешенное в центре храма.

Стены верхней церкви расписывались в 1909 году. На стене верхнего храма сохранилась надпись: «В 1909 году тщанием настоятельницы игуменьи Магдалины, с помощью благотворителей, соборный храм сей украшен стенным писанием и орнаментом». Эта живопись, по утверждению Р. Р. Лозинского, – копии с фресок Владимирского собора в Киеве, расписанного в 1885–1890 годах Виктором Васнецовым.

Белошвейки в кельях

После Октябрьской революции, с 1918 года монастырь фактически не функционировал, хотя официально ещё не был закрыт. В 1918 году насельницы монастыря организовали белошвейную мастерскую, которая выполняла заказы «Губодежды». Они оставались жить в родных кельях и могли кое-как существовать, оставаясь вместе, помогая друг другу. В 1921 году мастерская была реорганизована в артель «Труд» по изготовлению верёвочной обуви и белья.

Чёрный день настал 7 сентября 1921 года. Среди прочих в повестке дня заседания президиума Тульского губисполкома значился вопрос о «коллективе Тульского женского монастыря» и обо всех монастырях губернии. Все монастыри было решено закрыть. Насельницы Успенского монастыря были выброшены на улицу, разрешили остаться только 40 из них (вероятно, самым старым и немощным).

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Успенскую церковь с 1922 года использовали в качестве хранилища документов Тулгубархива (впоследствии – Государственного архива Тульской области).

В последние годы в тульских СМИ невесть откуда всплыла «история» о том, что в 1930-е годы Успенскую церковь власти пытались взорвать, но она выстояла. Это даже не миф – просто чья-то выдумка. На самом деле в храме на протяжении десятилетий был размещён архив, который, можно с уверенностью сказать, и спас здание от разрушения. Взрывать его никто и никогда не пытался. 

Здание храма выстояло благодаря архиву.

В конце 1970-х годов Успенская церковь оказалась на краю площади Ленина, напротив строящегося «белого дома» – здания обкома КПСС, облисполкома и горисполкома. Возможно, поэтому в 1979 году решением облисполкома храм был взят на госохрану как памятник архитектуры. Возможно, поэтому же отыскались деньги на его частичную реставрацию.

В 1987 году были восстановлены четыре утраченные ранее малые луковичные главки пятиглавия, подновлён разрушаемый временем центральный купол, установлены кресты, небольшие главки над алтарём. Сделали вычинку кладки, то есть заменили её разрушенные фрагменты. Почти заново сложили полуразвалившийся цоколь, подновили белокаменные детали отделки.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Новые кресты

В 2001 году храм передали Тульской епархии. Но только осенью 2005 года архивные документы перевезли из храма в другое помещение.

24 января 2007 года архиепископ Тульский и Белевский Алексий освятил престол нижнего храма Свято-Успенского собора (что на площади) во имя Собора тульских святых. Вечером того же дня состоялось торжественное перенесение мощей блаженного Иоанна Тульского из Всехсвятского кафедрального собора в Свято-Успенский кафедральный собор (что на площади).

Весной 2008 года на купола Успенского кафедрального собора были установлены новые кресты. Они сделаны из металла и позолочены сусальным золотом по старинной технологии.

В монастырском храме нижняя церковь не была расписана. Теперь храм украшен замечательной стенописью, выполненной бригадой иконописцев из Пензы под руководством Андрея Полозова. Резной иконостас и киоты изготовила группа резчиков из Новомосковска под началом Андрея Жирякова.

10 мая 2012 года митрополит Тульский и Ефремовский Алексий в сослужении епископом Белевским и Алексинским Серафимом освятил престол храма второго этажа в честь Успения Божией Матери.

Бывшие храмы Успенского женского монастыря ныне входят в кафедральный комплекс Тульской епархии, в котором состоят также Всехсвятский собор и Успенский собор в кремле.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах