Примерное время чтения: 13 минут
1407

Дали не вдали. Работы знаменитого художника можно увидеть в тульском музее

Работа «Дух обращается к Данте»
Работа «Дух обращается к Данте» / Кирилл Романов / АиФ

К 700-летию Данте

Как утверждает экскурсовод Ольга Агафонова, ранее большей частью представленных на выставке работ владели Владимир Высоцкий и Марина Влади. В настоящее время коллекция находится в частном собрании художественного проекта «Искусство здесь». Эта промоутерская компания базируется в Санкт-Петербурге и Таллинне, а своей миссией видит организацию выставок шедевров мирового искусства в провинции России и Восточной Европы.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

В ноябре выставку показали в галерее «Цех» города Пскова. Организаторы называют Тулу вторым российским городом, где экспонируются эти рисунки.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Работ Дали изначально 100 – по числу песен «Божественной комедии». В настоящей коллекции представлены 78. Иллюстрации художнику в 1951 году заказало итальянское правительство – к 700-летию Данте Алигьери. Однако вскоре заказ отменили. Говорят, вмешалась католическая церковь, посчитавшая автора «Великого мастурбатора» и «Сна, вызванного полётом пчелы вокруг граната» слишком одиозным для иллюстрации религиозного сюжета. Есть ещё версия, что когда первые акварели Дали выставили на суд общественности во дворце Паллавичини-Роспильози в Риме, итальянская публика возмутилась, что работать над юбилейным изданием их «национального гения» пригласили испанца. 

Как бы там ни было, проект правительство свернуло. Но Дали загорелся идеей и по собственной инициативе принялся за работу. Исследователи предполагают, что сказалась амбициозность автора, занимающегося не только творчеством, но и созданием собственной мифологии, и, как сказали бы сейчас, раскруткой личного бренда. Говорят, Дали не давала покоя слава Гюстава Доре, чьи гравюры к «Божественной комедии» считаются мировым шедевром. Поэтому на ближайшие девять лет художник погрузился в работу.

Работа «Данте в сомнении»
Работа «Данте в сомнении» Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Наломали досок

Позже французский издатель Жозеф Форе, с которым Дали работал над иллюстрациями к «Дон Кихоту» Сервантеса, познакомит Сальвадора с художником, владеющим издательством. Публикатора звали Ле Эюр Клер. Он займётся реализацией ранее прерванного проекта. На основе акварелей Дали создадут 100 ксилографий – гравюр на дереве.

Работа «Блаженные души Эмпирея»
«Блаженные души Эмпирея» Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Технология их изготовления крайне сложна. Для каждой иллюстрации мастер-резчик готовит по 20-30 досок, с которых делаются оттиски. Каждой доске соответствует свой цвет и форма. Необходимость такой кропотливости продиктована тем, что число качественных оттисков сильно ограничено, поскольку дерево – мягкий материал. Всего было создано порядка 3,5 тысяч досок.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

На это ушло без малого 5 лет.  Дали контролировал процесс создания пластин и утверждал каждую из них. В 1963-м году работу над ксилографией закончили, а через год «Божественную комедию» с иллюстрациями Дали сдали в печать.

Выставка ксилографий проходила в сентябре этого года в московском арт-центре «Ветошный», в феврале – в Белоруссии, в минском Национальном историческом музее. И в первом, и во втором случае в качестве владельца работ назывался итальянский коллекционер Андреа Понтальти.

Церберы и пасхалки

В тульском музее представлены работы, предшествовавшие печати, – акварели. Экспозиционное пространство соответствует трём томам иллюстрации к поэме: том I – «Ад», том II – «Чистилище», том III – «Рай».

Работа «Прославление Девы Марии»
«Прославление Девы Марии» Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Само собой, Дали – это не Доре. Его видение Данте не только далеко от классической интерпретации, но в своей иронии и провокативности стремится выйти за грани. Правда, не очень понятно, за какие именно, если изначально речь идёт о «небесах, мире духов и аде». То есть о том, что обычному человеческому опыту недоступно.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

На одной из работ изображён Иоанн Богослов, пересчитывающий зубы носорогу. Эту пасхалку не опознать без знания контекста. Когда художник работал над картиной, европейская пресса проводила активную кампанию по защите носорогов как исчезающего вида животных. Дали, выражаясь современным языком, «хайпанул» на раскрученной теме. Серия «Ад» у Дали изображена не в мрачных, а в залитых «медовым солнцем» тонах, а многоголовый хранитель одного из кругов ада Цербер – не пёс, а почему-то конь.

Какова цена вопроса?

Относительно стоимости работ организаторы по понятным причинам не распространяются, но в интернете пишут, что такие акварели могут стоить порядка 20 000 - 30 000 евро. «Скромненько», если учесть, что в марте 2018-го две картины Дали – «Дом для эротомана» (1932 г.) и «Градива» (1931 г.) – продали на аукционе Сотбис за 7 000 000 евро. А самым дорогим на сегодняшний день холстом стал портрет «Моя обнажённая супруга», проданный в 2000 году в Лондоне частному коллекционеру более чем за 4 000 000 долларов.

Впрочем, история с ценами на картины Дали полна странностей. Кроме названных выше работ, из огромного количества полотен немногие превысили стоимость в 500 000 евро. Например, картину «Аллегория воздуха» продали за 825 000 евро на аукционе Christie's в 2006 году, а «Портрет Мадам Шпумбергер» – за 803 000 евро на аукционе Sotheby's в 2008-м. Некоторые работы Дали покупаются за бесценок или остаются невостребованными. Например, в 2004 году частный каталонский коллекционер приобрёл рисунок художника за 5 100 евро.

«Демон логики»
«Демон логики» Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Напротив, цена на картину «Сестра Дали с куклой» (1923 г.) выросла почти в десять раз по сравнению с изначальной аукционной стоимостью. Работу продали за 17 000 евро.

«Жители Прато»
«Жители Прато» Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Эксперты утверждают, что причина такой нестабильности цен – большое количество фальсификаций, начавших появляться ещё при жизни художника. А сам Дали часто подписывал чистые листы бумаги или платил своими рисунками врачам или обслуживающему персоналу.

Авторские реплики рисунков из серии о Дон Кихоте. Фото: АиФ/ Кирилл Романов

На выставке в художественном музее можно увидеть несколько таких росчерков пера 70-80-х годов. Дали вместе с автографом часто выдавал готовый быстрый рисунок – как правило, это было контурное повторение его собственных хорошо известных картин. Один из таких автографов подписан для некоего Рональдо, директора ресторана. Не исключено, что Дали просто оплатил таким образом ужин.

Рисунок для некоего Рональдо – директора ресторана
Рисунок для некоего Рональдо – директора ресторана Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Говорят ведь, что художник с большим удовольствием не оплачивал счета. Обедая не только сам, но и щедро угощая своих гостей, он подписывал чек, а на обратной стороне писал слова благодарности хозяину заведения или оставлял рисунок. Расчёт был на то, что ресторатор никогда не обналичит чек с автографом «живого гения», потому что сможет продать его в будущем за огромные деньги. Сколько таким образом сэкономил далеко не бедствующий художник – никто не брался пересчитывать.

Автограф Сальвадора Дали
Автограф Сальвадора Дали Фото: АиФ/ Кирилл Романов
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах