Примерное время чтения: 5 минут
494

Белое золото. В Туле открылась выставка мейсенского фарфора

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. "АиФ в Туле" 07/08/2019

«18 век стал золотым веком фарфорного производства, - рассказывает заведующая отделом западно-европейского и русского искусства тульского областного художественного музея Елена Олейнич. – За сто лет европейский фарфор, он же мейсенский, успел «родиться» и пережить настоящий взлёт». 

Фото: АиФ

В честь сервиза

Расписывать мейсенский фарфор принято золотом, а также различными эмалями. В настоящее время, мануфактура владеет секретами изготовления красок, которые позволят передать до десяти тысяч оттенков различных цветов. Кроме этого мейсенский фарфор славится своей неповторимой пластикой. На изделиях можно увидеть тонкие изящные фигуры, расписанные в нежных постельных тонах. От того и старался обзавестись фарфоровыми изделиями весь высший свет: Екатерина Великая, Карл Фаберже и многие другие представители знати стремились приобрести мейсенский фарфор.

Фото: АиФ

Выставка, открывшаяся в Туле, носит название «Всякая всячина», чем обязана Генриху фон Брюлю, который создал одноимённый столовый сервиз в середине XVIII века. Декор на изделиях не повторяется. Сервиз отличается красочными рельефными изображениями различной флоры.

Выставка «Всякая всячина» продлится до 18 августа.

Всем миром

Собрать «Всякую всячину» было непростой, но интересной задачей. Для работы над выставкой понадобились усилия отечественных и зарубежных специалистов.

Мейсенская мануфактура выпускала множество различных фарфоровых изделий. Сервизы, статуэтки, фигурки животных, разнообразные вазы, письменные приборы и многое-многое другое. На выставке представлена очень редкая фигурка из коллекции «Обезьяний оркестр» Кендлера.

Посетители могут увидеть свыше сотни экземпляров. Но это далеко не всё – вдвое больше храниться в фонде. Показать все предметы просто невозможно – площадь музея не позволит, да и часть нуждаются в реставрации. Случалось, что воссоздание прежнего облика занимало целый год.

Экспонаты собирали по всей губернии, в том числе – и по частным коллекциям.

Фото: АиФ

Среди гостей выставки – президент Швейцарского центра в Петербурге и Международного центра «Helenika» Мадлен Изабель Люти и куратор проекта «Европейский фарфор» Елена Тарханова. В рамках этой программы ведётся исследование фарфора по всему миру. Теперь и Тульский художественный музей, которому в этом году исполняется сто лет, принял в ней участие.

«Это российский музей, где богатая коллекция, в частности фарфора. Коллекция не очень известная. И как только решили серьёзно заняться различными предметами в Европе из сервиза Брюля, конечно захотелось, чтобы знали о том, что хранится из этого сервиза в России, - говорит Елена Тарханова. - Доктор Клаудия Бадин, изучающая работу Брюля, предложила найти предметы его сервиза. Сначала мы были в Эрмитаже. Затем в Кусково. Там нам и напомнили, что в Туле есть его изделия»

Историческая справка
В XVIII веке саксонский алхимик Иоганн Фридрих Бетгер разработал способ изготовления фарфора, который был ни чем не хуже китайского. Вскоре после этого, в 1710 году открыли первый цех по производству «белого золота». Предприятие находилось в городе Мейсен, отсюда и название фарфора – мейсенский. Так началась история европейской фарфорной мануфактуры. В России изготавливать фарфор стали несколько позже, в 1746 году. Основоположником выступил Дмитрий Иванович Виноградов. Он смог получить качественный фарфор из гжельской глины.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах