Звёзды
Формирование коллекции музея началась в грозные революционные годы, когда предметы искусства изымались у их владельцев, из дворянских усадеб знаменитых Урусовых, Гагариных, Бобринских, Олсуфьевых, Волконских. Надо отметить, что изначально уровень коллекции был высоким, ведь среди указанных родов были и почитатели искусства, и коллекционеры. Эти предметы поколения сотрудников музея бережно сохранили до наших дней - понимали, что это культурное богатство всей страны и её жителей.
Первым заведующим музея был педагог Вячеслав Ферри, затем известный врач-хирург, биолог, энтомолог, педагог, краевед, общественный деятель Григорий Соболевский. Являлся одним из инициаторов создания общества по изучению Тульского края. В 1925 г. принял участие в подготовке изданного пособия для экскурсий «По Тульскому краю», написав для него статьи. Именно Григорий Витальевич составил первый путеводитель по художественной коллекции музея.
Иван Макаров, руководивший музеем в военные годы, спасал картины, отправив произведения в эвакуацию. Под руководством Николая Барвинского музей пережил послевоенные годы, когда началась борьба за новое здание.
С теплотой в музее вспоминают Софью Нечаеву. «Это была звезда. Она не только настоящий руководитель, она настоящий человек, – вспоминает заведующая отделом русского и западноевропейского искусства музея Елена Оленич. – С каким уважением она относилась к людям! При ней началось строительство нового здания нашего музея. Ей очень помогал в этом народный художник СССР, академик, член творческого коллектива Кукрыниксы, туляк Порфирий Крылов.
Затем музей возглавила Зоя Скопинцева.
Под руководством Марины Кузиной коллекция пополнилась новыми экспонатами, открылись филиалы музея изобразительных искусств.
Их было пять – Выставочный зал, музей П.Н. Крылова, музей «Спасское» в г. Новомосковске, Тульский кремль и музей декоративно-прикладного искусства, который находился в современном здании музейно-выставочного комплекса Тульского кремля. Впоследствии все указанные музеи вошли в состав ГУК ТО «Объединение «Историко – краеведческий и художественный музей». Это крупнейшее учреждение культуры в Тульской области, в него входят 16 музеев, расположенных на территории Тульской области.
В год столетия ТМИИ, музей возглавил Александр Аладин.
Главный хранитель ТМИИ Галина Ересько, занимающаяся фондами музея 26 лет, рассказывает: «У нас сегодня 25 тысяч экспонатов: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура».
Подарков много не бывает
В день юбилея музей принимал подарки, благодарности, грамоты. Губернатор, пошутив, что подарков уже достаточно – за время подготовки к юбилею здание капитально отремонтировали, современными стали фасад и 28 музейных залов, появилась новая охранная система, – всё же сделал ещё один, подарив мраморный бюст римской богини работы итальянского мастера конца XVIII века.
В следующем же году по инициативе Алексея Дюмина и при поддержке Владимира Путина появится и фондохранилище, оснащённое современным оборудованием. Как говорят музейщики, с этого момента работы у них прибавится, но будет интересно. Пока же хранятся экспонаты, занимая два выставочных зала и помещение цокольного этажа здания.
В день празднования сотрудники музея приготовили и свои сюрпризы: выставки «Дар музею» и «Шедевры Тульского музея изобразительных искусств». Первая – произведения российских художников XX века, поступившие в музейное собрание в разные годы от Минкульта РФ, Союза художников России, знаменитых художников и их наследников. Это работы Петра Кончаловского, Аристарха Лентулова, Александра Шевченко, Зураба Церетели, Порфирия Крылова, Александра Куприна, Евсея Моисеенко, Бориса Угарова и многих других.
«Шедевры Тульского музея изобразительных искусств» представлены произведениями живописи русских и западноевропейских художников XVII—XX вв. – Доменико Фетти, Бориса Кустодиева, Станислава Жуковского и многих других. Эти произведения легли в основу коллекции музея на раннем этапе её формирования. Большим подарком стала «Обзорная экскурсия 360», позволяющая знакомиться с коллекцией музея через специальные VR-очки, что особенно удобно для людей, которым физически сложно обойти все залы, в которых расположилась коллекция в 1 тысячу предметов искусства. Стоя на месте, в специальных VR-очках теперь можно познакомиться с коллекцией, находясь только на первом этаже музея.