Она начала заниматься куклами в 2006 г. С тех пор она создала множество экспонатов и организовала с подругой творческое объединение «Гнездо». - Я работаю с самоотвердевающим пластиком, и моя задача - немного изменяя пропорции, сделать куклу сказочной, - рассказывает Елена Арвин. - Люблю, чтобы за куклой стояла история. До этого у меня была серия «Королевские детки», для них я и названия придумала ироничные: «Как хороша мне мамина корона», «Опять горошину подкинули» - там девочка откидывает одеялко, а на постели горошина лежит, «Мой первый трон» - маленький мальчик, трон, а рядом - горшок.
Люблю метнуть бисером - когда из обычной тканюшки делается дорогая красивая ткань, поэтому царская коллекция всё время пополняется. Мне нравится ирония в работах, самоирония и неправильность. Легко любить просто красивых девочек, сложнее найти образ немножко неправильный, смешной, но вызывающий эмоции. Кукла «Где-то в другой галактике идёт метеоритный дождь» из такой серии - девочка в ночнушке смотрит в небо, внешне очень неправильная: глаза вразбег, зелёный цвет лица. Но я считаю, что это одна из моих сильнейших работ.
Конца света не будет
В преддверие предполагаемого «конца света», Елена оставила царскую серию ради работы над куклами-символами Майя. Она считает, что кукла - сакральная вещь, делает древние образы живыми. - Пока я создала 2 этнических образа - майянские печати «Жёлтая звезда» и «Красная луна». Как раз со дня Жёлтой звезды на Красную луну было утеряно летоисчисление майя. Для многих это сейчас актуально, думаю, что конца света не будет, будет трансформация мира. Жёлтая звезда (Ламат) призвана делать мир прекрасным, её сила в изяществе, эта печать учит любить, быть терпимым и заботиться о Земле.
Красная звезда (Мулук) способна очищать, её сила в потоке Вселенской воды. С помощью неё человек может духовно очиститься, обрести единство тела и ума, текучесть и гибкость, тогда его жизнь будет естественной и счастливой. В этих работах задействованы такие материалы, как шерсть, металл, камни, текстиль. Я собиралась к лету сделать все 20 печатей майя, но это непросто. Рождение образа - долгий процесс, и хочется, чтобы он был не вымученным. Уже есть желающие купить Ламат и Мулук, но они не продаются. Они достанутся либо мне, либо Юле Тотьмяниной, с которой мы их создавали.
Ещё хочется создать кукольные образы удмуртских богинь: матери небесной воды Инву мумы, женщины-прародительницы Кылдысь-инь и доброго бога Мукылчин. Мы уже подготовили эскизы вместе с Анной Ситниковой, будем использовать натуральные цвета и материалы - лён, шерсть, металл, раковины, камень.
Когда я начинала заниматься куклами, это было просто любопытство и реализация внутренней потребности в творчестве. А сейчас я понимаю, что это более глубокий процесс, и в каждую куклу вкладываю часть себя. Вообще, кукла - это «диагноз». Иногда люди делают страшных кукол, монстров, значит, у них беда внутри. С другой стороны, через это человек может свои проблемы решить. Для меня главный параметр: когда мою куклу видит ребёнок, он не должен испугаться.
Лучший помощник
У Елены Арвин есть сын Артур, ему сейчас 6 лет, и он активно помогает маме.
- Когда я делала первые куклы из папье-маше, он их проверял «на прочность», - шутит Елена. - Я радуюсь, что он чувствует мое видение мира и ему легко даётся лепка. Артур просто тонны пластилина излепил, причём с огромным удовольствием. Если сын захочет стать кукольником, я не буду возражать. Мужчин-кукольников немного, но если они занимаются куклами, то делают это гениально. Взять ижевчанина Юрия Бушмакина, он не боится быть некрасивым в своём творчестве, и это здорово. А кукольнице Ирине Поповой рисует эскизы её муж. И механических кукол Поповых у нас ещё никто не переплюнул. Хороший творческий тандем, думаю, их семью это укрепляет.
Мишка с секретом
После кризиса интерес коллекционеров к куклам поутих, в Москве рынок переполнен, так как туда приезжают мастера со всей России. А в Удмуртии это направление только развивается. Да и жители республики пока ещё не привыкли к ценам: 10-15 тыс. руб. за кисейную красавицу или сказочное чудище. Покупают кукол по большим праздникам, их берут молодые люди для своих девушек и обеспеченные дамы, чтобы украсить дом.
Елена Арвин относится к этому с пониманием, но считает, что есть весомая причина вкладывать деньги в произведения искусства. - Мы привыкли к китайской сувенирке, но лучше частичку истории купить, авторского медведя Тедди, например, который будет расти в цене из года в год. И однажды его можно будет продать за большие деньги, если сама история для вас ничего не значит. Материал у авторских медведей гораздо лучше, чем у китайских, - мохер или винтажный плюш, в нём очарование игрушки. К тому же в каждой такой кукле есть частичка души их автора.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.