Часто бывая в Санкт-Петербурге, моя семья много внимания уделяла дворцам, памятникам, музеям. За неделю отпуска мы старались впитать как можно больше знаний, испытать как можно больше эмоций. И никогда даже не думали сходить на экскурсию по дворам Санкт-Петербурга или оценить современные пространства. На этот раз всё было иначе.
И всё же для начала дворцы и музеи. Пушкин. Екатерининский дворец. В нём один за другим восстанавливаются залы, в которых когда-то проводили время царские особы. Правительницы Екатерина I, Елизавета Петровна и Екатерина II, несомненно обладали прекрасным вкусом. Сусальное золото, зеркала, живописный вид из огромного количества окон. Во многих залах паркет из морёного дуба.
В антураже дворцовых зал делают селфи и стар, и млад, попутно вспоминая историю государства российского и узнавая массу неизвестных фактов.
А уж как здорово прогуляться всем вместе по аллеям дворцового парка. Даже серым днём. Нет, не зря говорят, что красота спасёт мир. И уж если не спасёт, то сделает приятнее.
Лабутены и интеллектуальная провокация
Ну, теперь в современность. В Санкт-Петербурге, как и во многих городах, используют ресурс бывших промышленных территорий для развития и создания новых общественных пространств.
А поиск творческого дома всегда был свойственен питерским творцам. Скажем, рокеры обживали Рубинштейна, 13, под крышей «Ленинградского Рок-клуба». Другие создавали в разных местах свои «котлы» для творческого варева. Вспомним «Митьков», объединивших прозаиков, поэтов, художников. Сегодня у творцов есть отличная почва для общения, выставок, концертов – музей «Артмуза».
В этом здании располагался завод, на котором производили акустические гитары. Теперь это четыре этажа креативного искусства.
А в музее современного искусства «Эрарта» творцы самовыражаются, кто во что горазд. Скажем, тот самый Сергей Шнуров выставил картину «Рубашка», на которой изображено жёлтое изделие известного бренда. А чтобы доходчивее была мысль автора, рядом пристроили реальные лабутены. И это самый простенький в исполнении экспонат.
Издёвка, насмешка, интеллектуальная провокация, эксперименты с материалами. Множество инсталляций. Увлекательно. Обсуждается. Запоминается.
А вот новая территория для развлечений и отдыха. На территории «Севкабель Порт» открыто арт-пространство. Выставки, инсталляции, мастер-классы. Есть что посмотреть, чему удивиться и ублажить взор, глядя на залив.
Следующая остановка – «Новая Голландия».
Рукотворный остров – памятник архитектуры федерального значения обрёл современность и молодую энергию. Мастер-классы, лекции, выставки, концерты, кинопоказы, проекты молодых творцов. Фитнес, рестораны, детская площадка.
Территория, на которой в советское время были склады Ленинградской военно-морской базы, превратилась в сквер. Рядом – каток. Приятное место. Хороший лёд. Кататься классно. Музыка, огни на деревьях. Предновогодняя сказка. Прекрасный вечер. Всем хорошо.
Васька, рождённый в СССР
Тадааамм…. Нас утро встречает прохладой и … Драконом. Во дворе дома на Васильевском острове.
Казалось бы, ну, что такого примечательного в этом чудище – образце советской дворовой скульптуры? Даже двухлетние дети, избалованные навороченными детскими площадками, вряд ли задержатся здесь больше 10 минут. А вот же нет. Лезут в пасть, садятся на три драконьи шеи. Веселятся. И мы, взрослые, им не уступаем. А раньше детвора пробиралась в живот Дракона не только через пасть, но и через специальный люк. Однако, несколько ребят застряли в драконьем животе, и все «дороги» замуровали. Что ничуть не убавило интереса к рождённому в СССР, незадолго до Олимпиады, «Ваське». Так его зовут местные жители. Говорят, он охраняет соседние дома, в одном из которых в восьмидесятые годы жил «драконий папа» - художник Владимир Трубаков.
Ещё один интересный питерский двор на набережной Фонтанки, 2. Мозаичное царство заслуженного художника Владимира Лубенко – автора порядка двух тысяч произведений изобразительного искусства, сотен музыкальных сочинений, сказок, пьес, стихов.
Рядом с созданным им музеем под открытым небом находится галерея с его живописными работами. Разглядываем, фотографируемся, удивляемся фантазии.
Колодцы Петербурга – небольшие дворы – плотно окружённые домами в историческом центре города – история особая. Дом 23 по проспекту Кузнецова связан с памятью о Саше Башлачёве – культовой фигуре для ценителей русского рока: музыканта, поэта, художника, журналиста.
А вот колодец на улице Фучика. Совсем с другой историей. В одном из этих домов живёт художественный руководитель и главный дирижёр симфонического оркестра петербургской филармонии Юрий Темирканов. А во дворе установлена его скульптура. Подарок поклонника – скульптора Григория Ястребенецкого. Симпатичная работа, уютный двор. Туристы любят фотографироваться и праздно сидеть за столиками. И мы не исключение.
Жаль, не встретились с героем скульптуры. Возможно, в следующий раз. Кстати, художественный портрет дирижёра находится в Третьяковской галерее.
Место силы
И вот всё прекрасно, но не хватает мощного заключительного аккорда в нынешнем путешествии. И мы отправляемся туда, откуда идёт сильнейшая энергия.
Храм Спаса на Крови на набережной канала Грибоедова. Памятник русской архитектуры. Его строили 24 года. Монументально, фундаментально, великодержавно. Несмотря на возведение храма в память о смертельно раненом здесь императоре Александре II в 1883 году, это место не столько скорби, исторической памяти, сколько силы. Сюда надо приходить, чтобы ощущать невероятную мощь, неподвластную ни людям, ни времени и здорово подпитываться. А исторические факты, связанные с Храмом, ещё больше обостряют восприятие. Вот лишь некоторые из них.
На месте ранения царя планировали построить часовню, но его сын, Александр III, повелел строить храм и сохранить внутри него камни мостовой с кровью его отца. Они и сегодня там, как и плиты тротуара и решётки канала тех времён.Когда пришедшие к власти большевики сняли колокола с храма, горожане спрятали кресты на дне канала Грибоедова. Представители новой власти трижды пытались разобрать храм, но разобрать его так и не успели. А когда опасность миновала, кресты достали со дна и вернули на купола.
Во время блокады сюда свозили умерших от голода людей. После прорыва блокады здесь хранили овощи, спасшие многих ленинградцев. А в 1961 году в главном куполе нашли неразорвавшуюся немецкую фугаску времён войны. Чудо?
Вот такой он, наш Петербург. Богом храним, Музами обласкан, но не успокоен, бодр и, как всегда, силён. До встречи, друг!
Об этих и других интересных местах Санкт-Петербурга можно узнать на официальном городском туристском портале Санкт-Петербурга Visit Petersburg