Союз автошкол предлагает сдавать экзамен на знание ПДД при замене водительского удостоверения. Кому это выгодно, а кто против, разбирался TULA.AIF.RU.
Кто здесь «за»?
Как известно, каждые десять лет водитель должен менять в ГИБДД своё удостоверение. Условие, по большому счёту, одно: отсутствие медицинских противопоказаний, подтверждённое соответствующей справкой, в том числе от нарколога и психиатра. Однако Союзу автошкол этого показалось недостаточно, и там предложили уйти от автоматической замены водительского удостоверения, сопроводив процедуру сдачей теоретического экзамена на знание Правил дорожного движения. Лоббисты направили свою инициативу в ГИБДД России. Официальной реакции оттуда пока нет, но уже сейчас ясно: на мало-мальскую общественную поддержку эта идея может не рассчитывать.
Из опрошенных «АиФ в Туле» экспертов лишь один позитивно отозвался о предложении Союза автошкол. Как мы уже писали, профессиональный водитель маршрутки Владимир Синяков заявил, что, в отличие от многих водителей, ничего плохого в ней не видит.
«Для нас, профессионалов, сдать теоретический экзамен на знание Правил дорожного движения никакой проблемы не составляет, - говорит Владимир. - А вот тем, у кого права, возможно, оказались купленными, будет тяжело всё сдать».
Не всем дано
Своё видение ситуации у председателя Тульского обкома профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Олега Лесникова. Инициативу Союза автошкол он назвал «интересной, но не совсем правильной». На его взгляд, правильнее было бы сделать так: лишён прав на управление вследствие грубого нарушения - пересдача, многократные нарушения - то же самое.
«Нужно что-то менять в системе подготовки водителей, - убеждён профсоюзный деятель. - Ведь в обществе существует определённый процент людей, которые вообще в силу психофизиологических и иных особенностей в принципе не могут и не должны управлять транспортным средством. Если человек в экстремальной ситуации на дороге теряется, закрывает глаза, бросает руль - разве можно ему доверять управление автомобилем? Во многих странах, перед тем как допустить человека до обучения, проводится специальный тест. Думаю, и у нас нужно это сделать. Инициативу Союза автошкол он назвал «интересной, но не совсем правильной».
Похоже, на сей раз очередная лоббистская атака против водительского сообщества будет отбита. Но вокруг всего того, что так или иначе связано с автотранспортом, всегда крутилась огромная индустрия и огромные деньги, будь то дорожное хозяйство и инфраструктура, безопасность движения, производство, эксплуатация, обслуживание, ремонт, продажа и аренда автомобилей, пассажирские и грузоперевозки, обучение водителей, те же водительские медсправки, наконец. И пока крутятся колёса, желающие заработать на этом найдутся всегда, и с избытком.
Мнения
Член Общественного совета при министерстве транспорта и дорожного хозяйства региона, заместитель директора одной из транспортных компаний по перевозкам и безопасности дорожного движения Александр Васильчиков: На мой взгляд, автошколы ищут для себя выгодные моменты - ещё раз переподготовить и заработать на этом. Как один из руководителей транспортного предприятия, наблюдаю парадоксальное явление: водители, которые прошли обучение ранее, лучше подготовлены, чем те, которые отучились недавно. Так что пусть автошколы просто улучшают качество подготовки этих водителей. А пересдача при замене… Вот представьте: миллионы россиян, имеющих водительское удостоверение, пойдут пересдавать. Даже сейчас в регистрационно-экзаменационных подразделениях ГИБДД часто бывают очереди, а что будет при пересдаче? Зачем заново сдавать тем, кто уже в своё время сдал экзамен и получил документ?
К слову, многие автотранспортные предприятия имеют свою внутреннюю систему переподготовки, повышения квалификации водителей, проверки знаний Правил дорожного движения. Зачем ещё раз их экзаменовать? Тогда нужно вводить балльную систему, как предлагалось: при совокупности нарушений отправлять на пересдачу. Но зачем распространять эту практику на дисциплинированных водителей?
Директор тульской автошколы Сергей Савкин: Я не поддерживаю инициативу коллег из Союза московских автошкол. По одной простой причине: каждый водитель - индивидуален. За 20 лет подготовки водителей изучил их психологию. Один ездит 20 лет без единой аварии, без нарушений Правил дорожного движения, а другой нарушает сплошь и рядом. Вот для тех, кто безобразно ведёт себя на дороге, и надо устраивать такие переэкзаменовки. Нарушаешь? Это потому, что не знаешь правил, значит, надо подучить. Неизвестно, как 10 лет назад им достались их водительские удостоверения. И пробить по базе таких нарушителей совсем не сложно. Например, за грубое нарушение ПДД сегодня следует лишение права на управление транспортным средством на разные сроки. По истечении этого срока - переэкзаменовка. Так что надо злостных нарушителей направлять на пересдачу, а не всех подряд.
Поступало ведь предложение вернуть ограничения для начинающих водителей. У меня самого были такие права в 1987 году - нельзя с прицепом ездить, в ночное время, разрешённая скорость - минус 20 километров в час. А сейчас одна из самых проблемных категорий - это водители, ставшие таковыми в 18 лет. Так называемая «золотая молодёжь». Вот её надо окоротить.
Член комитета Государственной думы по транспорту и строительству, депутат от Тульской области Владимир Афонский: В соответствии с действующим законодательством право на управление транспортным средством выдаётся бессрочно по результатам экзамена, сданного в ГИБДД. Изменение этой нормы приведёт к ущемлению прав значительной категории граждан.
Я хочу напомнить, что замена водительских удостоверений предусмотрена не для перепроверки знаний, а для подтверждения состояния здоровья и возможности идентификации личности по фотографии, которая вклеивается в этот документ.
В связи с инициативой Союза автошкол возникает ещё один закономерный вопрос: кто будет оплачивать пересдачу экзаменов миллионам автовладельцев России? Ведь в бюджете государства средства на эту весьма дорогостоящую инициативу не предусмотрены. Более того, затраты потребуются не только на организацию пересдачи, но и на установление контроля за этой деятельностью, что может повлечь за собой новые коррупционные риски.
В настоящее время закон определяет категории водителей, для которых предусмотрена пересдача экзамена, это касается тех, кто грубо нарушил Правила дорожного движения. Я считаю, что этого вполне достаточно.
Начальник УГИБДД Тульской области Михаил Есаков: На мой взгляд, это абсолютно нецелесообразно. Если человек водит машину, как он может забыть правила или не следить за изменениями в них? Когда мы заканчиваем вузы, мы же не сдаём каждые пять лет экзамены на подтверждение своих знаний. Так почему так должно быть с вождением? Всем подряд сдавать экзамен не надо. Вот если человек отсидел 15 лет, тогда смысл в этом есть.