Примерное время чтения: 9 минут
131

Исчезнет вода. Появятся трубы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. "АиФ - Псков" 11/08/2010

Публикация в позапрошлом номере "АиФ в Туле" о строительстве цементного завода в Венёвском районе привела в редакцию краеведа, автора нескольких книг Елену Коновалову. "Безмерно жаль, если этот проект реализуется. Ведь край двенадцати ключей, как называют Венёвский район, с его историей, туристическими перспективами будет потерян".

- Здесь такие живописные места и заповедник! Кроме того, в километре-полутора и на самом месте строительства находятся древние городища, описанные краеведами Д.Г. Гедеоновым и И.П. Сахаровым в середине XIX века.

В 80-е годы XX века заместитель директора по науке музея "Тульский некрополь" Роман Клянин провёл там археологические раскопки. Он датирует Щучье городище XII-XIV вв., а селища, расположенные рядом с ним, - ранним железным и XVI-XVII вв. Под Щучьим городищем находится пещера Подвижника - ученика легендарного Евстафия - грека, распространявшего христианство среди живущих по берегам Осетра в XIII в.

Легенда гласит, что по Осетру лежал путь Евстафия. Он шёл из Корсуни в Зарайск, куда переправлял икону Святителя Николая. Время от времени с учениками и семьёй он останавливался на Осетре. Там, где остановка была долгой, построен впоследствии Венёв-монастырь. А потом грек остановился в пещере, под Щучьим городком. Один из его учеников остался жить в наших краях, чтобы нести народу христианство.

Пещера была очень большой, и ход из неё вёл на древнее городище.Около неё бьёт святой источник. Во время татаро-монгольского ига, во время осад, через пещеру из городища спускались за питьевой водой. В народе источник называют "Громовой".

Недалеко от него бьют десятки других ключей с удивительно чистой и целебной водой.

Обеспокоенные перспективами строительства жители обратились в охрану памятников, но от них там отмахнулись: "Скажут раскопать городища - раскопаем". И отчасти они даже, может быть, и рады такому обстоятельству. Когда бы ещё нашлись деньги на полноценные раскопки, позволяющие описать артефакты и создать научные работы о них, сделать новые открытия старины глубокой. А нам жалко. Мы гордимся городищами, это жемчужины наши. Из истории также известно, что Щучий городок был перевалочным пунктом для купцов, ходивших по Осетру.

Жители всех близлежащих селений соперничают в похвалах: "Наш Осётр - самый чистый!" Правда, этим летом из-за засухи он несколько обмелел. Но там есть и бобры, и рыба. На днях разговорилась с отдыхающими: и москвичи здесь, и туляки, и граждане Германии, не первый год приезжающие сюда из-за красоты этих мест.

В Интернете на сайте, где обсуждается будущее строительство, появился неизвестный защитник Елены Батуриной, которая, собственно, и разворачивает строительство. Он говорит: "Не волнуйтесь! Всё будет прекрасно! Мы 100 га раскопаем, а 50 га под завод возьмём".

Я разговаривала с геологом, кандидатом геолого-минералогических наук Игорем Русаковым. "Немцы могут аккуратно построить завод, - считает он. - Но у нас для его работы придётся раскопать 30-45 кв. км площадей, считая дороги, отвалы и т.д. Когда известняк взломают, ландшафт будет непоправимо изуродован. На этой территории может исчезнуть вода. Это колоссальная потеря - она в этих краях лечебная, санаторная, постоянно фильтрующаяся через суглинок и известняк. Если в этих местах начнут бурить скважины, разрабатывать карьеры, нарушится структура почвы. Всё заполнится водой, а о родниках и реках можно будет забыть. По Осетру вода близко залегает. К этому надо добавить постоянные взрывы и рёв тяжёлой техники".

- Сколько людей живёт сегодня в сёлах?

- Летом в каждом доме по две-три семьи, а зимой немного. В Харине, Соколовке - по четыре семьи, в Исакове - десять, в Щучьем - 15 семей. В Причалях - побольше. Там на чернозёме успешно развивается фермерское хозяйство. Из года в год здесь выращивают хрен, картофель, огурцы, зерновые. Интересный сюжет о нашем фермере и его достижениях видела по Центральному телевидению в программе "Сельский час". В это образцовое хозяйство приезжал наш губернатор. Обещал поддержку.

Даже сегодня, несмотря на финансовый кризис, в Причалях обработаны все поля. Но по розе ветров его территория одной из первых попадёт под пыль цементного завода.

Наиболее населённый пункт - Прудищи. Там и почта, и магазинчик. Находится он в четырёх километрах от планируемого строительства, но и здесь тоже обеспокоенные жители собирают подписи против цементного завода. Тут много пчеловодов, фермеры купили земли, занимаются сельским хозяйством.

В Исакове - большое стадо овец у фермера, у местных жителей коровы, пасущиеся в полях, предназначенных под застройку.

Жительница Исакова Татьяна Сафонова говорит: "Мы живём этими коровами. Из-за строительства мы лишимся пастбищ, лишимся прибавки к пенсии".

Деревни должны жить не только легендами

- Красота красотой, но деревни, о которых мы сегодня говорим, многие десятилетия находятся в плачевном состоянии.

- Щучье - в хорошем, потому что в нем функционирует Венёвский психо-неврологический интернат, рассчитанный на 115 инвалидов с детства. Здесь большое подсобное хозяйство. А местные жители работают там и довольны своей жизнью, потому что и дорога, и автолавка, и медпункт есть в селе. Это одно из красивейших сёл. И завод, который неизбежно изменит экологию этих мест, больным людям, которым и так-то пришлось хлебнуть много горя, совсем некстати.

Как, впрочем, и здоровым, живущим в соседних с Щучьим деревнях. Дорог нигде нет, местные жители сами, как могут, пытаются их сделать, вскладчину, сами ремонтируют водонапорные башни, автолавка к ним не ездит, медпунктов нет. Собирая материал для книги, разговаривая с жителями, я поняла: они готовы вот так прозябать, забытые властью, но только не быть под цементным заводом. Здесь живут люди, многие годы отработавшие на крупных предприятиях Москвы, Новомосковска, Тулы. У кого астма, у кого больная щитовидка, у кого онкология. Они говорят: "Мы только жить начали на пенсии, когда приехали в Исаково, Щучье, Харино, Соколовку, Ключевое, Ивановку, потому что здесь можно дышать и жить без лекарств. Старики плакали: "У нас отнимают последнее. Мы только и живём этой красотой, этим воздухом, этой рекой".

- Но территории должны развиваться, бюджеты - наполняться. Наличие цементного завода могло бы решить эту проблему, вдохнуть жизнь в сёла и деревни. Ожидается, что будут созданы рабочие места...

- Мы не против того, чтобы на этой территории развивалось производство. Но пусть это будет сельское хозяйство, а не промышленные гиганты.

- Поскольку сельское хозяйство остаётся малопривлекательным бизнесом, пройдёт немного времени - и либо всё здесь будет скуплено московскими дачниками, либо рухнет под тяжестью времен и от отсутствия вложений. Тогда вам не будет жалко этот край? Или - не доставайся же ты никому?

- Я не могу безразлично относиться к происходящему на этой земле, потому что хорошо знаю и люблю этот край. И прабабки и прадеды - все из этих деревень. Прабабушка по маме - из Ключевого. Очень живописная деревня, там самое большое количество ключей. Пращуры по отцу - из Исакова. Эта деревня издревле считалась самой красивой. Она и сегодня утопает в садах.

В селе Щучьем жили мои прабабушка и прадед, лично знавшие Владимира Ильича Ленина. Перед революцией они оказались в Петербурге, работали в подполье. За революционную деятельность мой прадед Никита Николаевич Назаров сидел в Петропавловской крепости. А после революции партийное руководство отправило его устанавливать советскую власть в Венёвкий уезд. Там он заведовал передачей материальных ценностей в ведение совдепа. Имя прабабки для меня свято, потому что даже сегодня в селе живы легенды о том, какая она была удивительная женщина: справедливая, добрая, мудрая. Со всей округи к ней шли люди за советом. В сёлах существовал свой мир, где трудились, любили, дружили, женились, и этот мир до сих пор жив и соединяет все деревни.

- Что не помешало вам в своё время оттуда уехать в Тулу...

- Да, потому что родители говорили: в сельском хозяйстве одна мука. И когда нам было по 10 лет, по родительскому настоянию мы уехали в Венёв, в интернат, чтобы получить достойное образование. Всё детство, отрочество и юность мы провели вдали от родного дома.

В 70-е годы из деревень уехали практически все наши сверстники. В сельском хозяйстве даже в советское время было очень тяжело. Отец всю жизнь работал водителем на самосвале. Во время уборочной мы его не видели дома. А ещё и своё большое хозяйство было. Все уехали. Много работали в городах и вернулись на пенсии в свои деревни. Молодёжь всё лето тоже на родине. Потому что это корень, без которого жить нельзя.

Кара или урок?

- Может, строительство завода - кара за то, что ваши родители лишили деревни жизни? Останься молодёжь в деревнях, - развивалось бы сельское хозяйство, строились дороги, обихаживались дома...

- Родители не виноваты в гибели сельского хозяйства, виновата система. А насчёт кары так скажу: местные жители уповают на то, что кара настигнет тех, кто отнимает у них самое дорогое. Здесь можно строить санатории, что привлекло бы инвестиции и сохранило бы природу и культурное наследие края. Можно развивать туристическую сеть.

Работники краеведческого музея возят экскурсии по дворянским усадьбам, в Венёв-монастырь, по древней засечной черте. По сравнению с прошлым годом внутренний туризм вырос у нас в четыре раза. Самое милое дело развивать у нас туризм, потому что история этих мест интереснейшая и личности здесь жили уникальные. Буквально на днях выйдет моя новая книга "Щучье. История села. Окрестности". Главное, что поражало меня во время работы в архивах, - отношение людей к родной земле: каждый радел за землю, обихаживал каждый клочок, сохранял природу. Черносвитовы, Смидовичи, Пушкины, Волконские, Оленины, Шереметевы и многие другие. Все очень известные люди. И, судя по бывшим хозяйствам, паркам, усадьбам, это люди были умнейшие, а главное - ценившие красоту, в которой жили.

На мой взгляд, жизнь наших предков, их деятельность - ценный урок для современников. Но уроки, как все знают, никто не усваивает.

Р.S.: Жители венёвских деревень отправили Президенту России письмо в защиту Осетра. Из аппарата президента их известили: обозначенной проблемой поручено заниматься прокуратуре Тульской области, федеральной службе по надзору в сфере природопользования и федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах