Примерное время чтения: 8 минут
1830

Солдата не надо жалеть. Его надо беречь

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. "АиФ - Карелия" 28/07/2010

Незабываемый полк

- Алексей Васильевич, вы прошли путь от комвзвода до начальника штаба дивизии. Какая должность была для вас самой тяжёлой?

- Везде было нелегко. Но самые тяжёлые мои должности - командир роты и командир полка. Сдав должность командира полка, я в первый раз спокойно спал. Понимаете: ты отвечаешь за жизнь и здоровье всего коллектива в две тысячи человек! А самое главное - несёшь личную персональную ответственность за выполнение боевой задачи. Для меня командование 247-м десантно-штурмовым кавказским казачьим полком стало одним из самых незабываемых периодов службы.

- Не жалко было расставаться ? Ведь много всего пережили вместе с этими людьми...

- Мы выполняли, и не один раз, задачи в Северной Осетии в 2007 году. В ходе выполнения боевой задачи в Грузии в 2008 году сделали так, что запертая в Кодорском ущелье группировка из 2,5 тыс. человек просто бросила оружие и разбежалась. Выполнили задачу в городе Зугдиди. В дальнейшем заняли аэродром в Синаках. Командующий ВДВ генерал-лейтенант Шаманов высоко оценил работу полка. В ходе всей операции по принуждению Грузии к миру ни одного убитого, раненого, заболевшего военнослужащего у нас не было. Я уже в Туле месяца два служил, а душа всё равно была там, в полку... Сейчас был в отпуске, заглянул туда "на огонёк". Душой там отдыхаю, что ли...

- В ВДВ до сих пор служат необыкновенные люди, живые легенды. Что бы вы хотели у них перенять?

- Отношение к людям и к выполнению порученного дела. Во время учёбы в академии я вычитал у Суворова: солдата не надо жалеть, его надо беречь! Жалость приводит к тому, что солдат не будет профессионалом. Нет, ты всё ему дай, всем обеспечь - а потом требуй! Никой жалости к безразличию, к попустительству... Я такие же требования предъявляю к себе, как и ко всем подчинённым. Сын у меня служит здесь, в дивизии, рядовым по призыву в отдельной разведывательной роте - подразделении, известном своими высокими требованиями и сложностью выполняемых им задач.

- Сослуживцы знают, что его отец - начальник штаба дивизии?

- Это не скроешь. Но рота непосредственно подчинена мне, поэтому со всех жёсткий спрос. Я железно уверен, что там Наумец - рядовой Наумец, а не сын начальника штаба дивизии. На фамилию не посмотрят...

"Войска Дяди Васи"

- Почему ваш сын пошёл в десантники?

- Если папа - десантник, то чем сын живёт с малолетства? Я служил в Фергане, где не было детского сада. Так что сыном занимались солдаты. А служить или нет - вопрос не стоял. Если бы даже у нас и разошлись мнения на этот счёт, то всё равно: в сапоги - и по-любому в армию... А в эту часть сын попал по чистой случайности: когда его призывали, одна из команд направлялась в Тулу, и он просто попросился сюда...

- Почему в "горячие точки" бросают именно десантников?..

- Особое уважение к ВДВ. Не берусь давать характеристику другим родам войск. Я знаю своих. Это люди, которые не струсят, не предадут, а, выбирая между смертью и позором, предпочтут смерть.

- Так ребят воспитывают в армии?

- Для нас непререкаемый авторитет - командующий ВДВ Василий Филиппович Маргелов. И мы всех наших солдат воспитываем на

примерах мужества и стойкости.

- ВДВ десантники расшифровывают как "Войска Дяди Васи"...

- Мои солдаты и сейчас воспитываются на принципах: "Сам погибай, а товарища выручай", "Сбили с ног - сражайся на коленях, идти не можешь - лёжа наступай". Самое главное - это духовная подготовка людей. Во всех "горячих точках" воевали десантные дивизии. Хотя это не наша специфическая задача, но мы её выполняли.

Десантник - не красивая форма, а состояние души. Это даже не умение есть живых лягушек и разбивать кулаком бутылки и кирпичи, а потребность болеть душой за возложенное на тебя дело. Стараться выполнять всё лучше, чем другие.

Мужчина - тот,

кто способен

перебороть страх

- Говорят, теперь в ВДВ не приветствуется "фокусы" с лягушками и кирпичами. Умеют ли нынешние десантники это делать?

- Конечно, такие "спецэффекты" в программу подготовки военнослужащих ВДВ не входят. Но это отвечает менталитету молодого человека: быть сильнее, быть "круче" всех. Нам легче вас научить таким "фокусам", чем их разучить!

- Как же десантники этому учатся - сами? Как бы "факультативно"?

- Конечно! Это индивидуальная подготовка.

- Зато как эффектно выглядит! Я как-то была на выступлении десантников в вашем полку. Сидела и не верила собственным глазам: неужели люди это могут?

- Умение перебороть себя может им пригодиться и в боевой ситуации, и в обычной жизни. Это закалка воли, закалка души. На "гражданке" парень не будет бить об голову трёхлитровые банки и есть лягушек. Сила человека - не в объёме его мускулов, а в крепости его души.

И мы не ставим себя выше людей, которые не шагают в открытую перед ними дверь самолёта. Мы понимаем, что не каждому дано совершить шаг в бездну. Но мужчина - это не тот, кто не боится, а тот, кто способен перебороть в себе страх.

- Насколько я знаю, у вас ни одного отказа прыгать не было...

- Совершенно верно. С удовольствием совершают прыжки. И сразу же по приземлении снова в воздух просятся. Это один из элементов воспитания характера.

- Часто приходится слышать, что-де уровень подготовки призывников снизился, патриотизма не хватает... Это действительно так?

- У нас замечательная молодёжь! Приехав в Грузию, мы поднялись на 2700 м над уровнем моря. Серпантин, шесть тоннелей... Вместе с солдатами сутки не ел, не пил. Когда остановились на ночь, пошёл осмотреть подразделение. Подошёл к солдатам, а они разогревают сухпаёк. "Товарищ полковник, покушайте с нами, вы тоже сутки не ели!" Сел с ними, поел, спрашиваю: "Как дела?" - "Всё нормально!"

На войне солдат совсем другой... Я офицерам говорю: на войну пойдёте - они вам в рот смотреть будут! Но и вы за каждое слово будете нести ответ. Когда солдаты видят, что ты жёсткий человек "в миру", но правильный на войне, - они верят командиру. И в них веришь. Плохая молодёжь не пошла в армию. А кто пришёл - это нормальные, замечательные люди. Генофонд страны...

- Многие новобранцы даже разок подтянуться на турнике не могут...

- На "гражданке" у всех были разные условия жизни. Но в армии все солдаты одинаковые, все дети. И наша задача - требуя с них, жёстко спрашивая с командиров, подготовить личный состав к выполнению боевых задач. При нормальном подходе всех командиров к службе и их заинтересованности в результате за полгода можно подготовить солдата, сделать из него специалиста.

Вся наша молодёжь - хорошая!

- Говорят о каких-то особых требованиях при отборе призывников для службы

в ВДВ...

- Призывная комиссия в военкомате определяет степень годности призывников для службы в определённых родах войск. Наши солдаты должны иметь стопроцентное здоровье. Морально-психологическая подготовка - тоже немаловажный фактор. К нам идёт элита призывников. Поэтому вся молодёжь, что к нам попала, - она уже хорошая!

- В чём заключаются новшества реформы армии?

- Срок службы солдата теперь составляет один год. И чтобы он мог больше времени отдавать военной подготовке, вся работа в столовой передана гражданским лицам. Обсуждается вопрос о передаче других обслуживающих функций гражданским организациям.

- Кстати, мы, туляки, так и не поняли - что вообще такое было с вашей 106-й дивизией? Сначала хотели расформировать, потом всё вернули "на круги своя"...

- Да, сначала было принято решение о расформировании 106-й дивизии после её 65-летия и передаче её частей другим дивизиям. Зачем и почему - сам не знаю. Но потом пришла команда оставить всё как есть. И мы даже успели провести всю необходимую подготовку и на конец года не сорвали ни одной из задач, поставленных пред дивизией.

- Туляки были рады этому обстоятельству...

- Ну ещё бы, 106-я дивизия - градообразующая. А главное - чем Тула всегда гордилась? Пряниками, самоварами... И десантниками, конечно!..

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах