Супермаркетов много не бывает?
При советской власти областной центр не имел единого градостроительного документа, поэтому развивался, как Бог, власти и строительные организации на душу положат.
И вот в 2007 году первый тульский Генплан был утверждён гордумой. Однако, как только дело касается жизненно важного для Тулы объекта, заложенного в план и требующего бюджетного финансирования, - проект пробуксовывает. Лишь со строительством торговых центров или коммерческого жилья на средства частных инвесторов проблем, как правило, не возникает. Даже если оно ведётся в рекреационных зонах, которые, согласно Генплану, первоначально имели совсем другое назначение.
При этом власти пытаются уверить туляков, что постоянно и вроде бы незаметно протекающий процесс изменения названий рекреационных зон называется реальной жизнью. Хотя, скорее всего, его можно охарактеризовать как продолжение хаотичной застройки города в чисто коммерческих целях.
Центр города -
модель глухомани
Пример: в настоящее время наиболее актуально для Тулы развивать её центральную часть. Она до сих пор изобилует развалюшками, что периодически соблазняет киношников снимать здесь сцены из глухой провинциальной жизни. И Владимир Путин, в бытность своего президентства, посетив наш город, нелицеприятно высказался о допотопном и довольно-таки страшненьком его виде.
Словом, с этим "счастьем" уже давно надо что-то делать. И в то же время строителям здесь шагу нельзя ступить, пока отсутствует проект охранных зон объектов культурного наследия, - а их особенно много именно в центре города. Значит, такой проект необходимо разработать. Но... Как сообщили в областном департаменте культуры, в 2010 году средств на его разработку в бюджете не предусмотрено. И неизвестно, будет ли профинансирована эта статья расходов в последующие годы...
Следующий пример. Ещё в 2007 году был разработан эскизный проект городского Ледового дворца. Дальше этого из-за отсутствия финансирования дело не продвинулось.
Вопрос земельный - значит, тупиковый
И совсем запутанно-сложными становятся проекты, реализация которых упирается в решение земельных вопросов и споров.
Генпланом предусмотрено строительство двух новых автовокзалов, что поможет серьёзно разгрузить центральные городские магистрали. Во-первых, вынесение автовокзала с площади Победы и строительство нового на пересечении Калужского шоссе и проспекта Ленина. Однако проект упёрся в земельную территорию, которую сейчас арендует у города рынок "Южный". А поскольку вопрос этот никак не может разрешиться, документация на новый объект не оформляется.
Совершенно схожая ситуация сложилась с запланированным строительством нового автовокзала на углу улиц Октябрьской и Карпова. Сейчас эта земля в собственности "Тулаавтотранса" - там расположен автодром предприятия. Наткнувшись на автодром, проект застопорился наглухо...
Ещё один виртуальный объект - мусороперерабатывающий завод. Предполагалось, что он будет обслуживать всю область. Но для строительства требуется земельный участок не менее 100 га. В черте Тулы таких свободных "кусков" уже не осталось. Значит, вопрос надо решать совместно с Ленинским районом?
Но, как показывает жизненный опыт, властям этих двух муниципальных образований договориться не легче, чем слепому с глухим. Поэтому ни на йоту не продвинулся также проект городского парка в районе Осиновой Горы. Эта земля сейчас находится в собственности Ленинского района, который собирается вести там жилищное строительство. И ему "глубоко фиолетово", что Туле катастрофически не хватает "зелёных лёгких".
Да что уж говорить о Ленинском районе, если свой тульский машзавод не желает понимать, насколько Туле необходим путепровод в районе улицы Курковой. Он позволил бы разгрузить центральную городскую магистраль, которая сейчас задыхается от пробок. Но проект путепровода упёрся в земельный участок с корпусами завода. И на этом всё остановилось.
Печальные примеры можно приводить ещё долго. Только зачем? Уже ясно, что спасти тульский Генплан может лишь внезапное появление добрых пришельцев, которые радикально решат нынешние запутанные проблемы