Статуэтки, фигурки, ростовые клоуны. Говорящие и прыгающие, грустные и веселые, скромные и взбалмошные. И всю эту коллекцию, превратившуюся в музейные экспонаты, бывший клоун Валерий Акишин собирал почти сорок лет.
- Валерий, с чего началось ваше увлечение цирком?
- Моя семья жила в Мурманске. Все мальчишки моего возраста бредили морем, а я с пяти лет мечтал о цирковой арене. В пятнадцать лет я устроился работать униформистом. Потихоньку изучал азы цирковой азбуки. Мой отец считал, что у мужчины должна быть более достойная профессия. Он же у меня механиком на судне работал. Вот и мечтал, что я по его стопам пойду. Его мнение изменилось, когда прошёл отбор в клоунскую студию Марка Местечкина. Из 900 человек получили возможность обучаться у великого циркового режиссёра всего девять, и я оказался среди счастливчиков. Отец сдался.
Мы, как и пёсики, дрессированные
- С Юрием Никулиными были знакомы?
- Конечно, он у нас преподавал. Юрий Никулин был мастером так называемой подсадки. В Цирке на Цветном бульваре, когда он только начинал себя пробовать в роли клоуна, то очень умело входил в роль "обыкновенного зрителя" и вместе с артистами на арене воспроизводил номер на все сто. Однажды известный советский кинорежиссёр Лев Кулиджанов заметил великолепную актёрскую игру Юрия Никулина. И не мог поверить, что он подсадной. Для того чтобы убедиться Льву Александровичу пришлось на следующий день вернуться в цирк и вновь просмотреть номер с участием "зрителя". Именно после этого случая зажглась звезда Юрия Никулина. Нам, начинающим клоунам, тоже приходилось участвовать в "подсадке". Помню, была весёлая сценка с собаками у дрессировщиков Рогальских. Дрессированные песики забивали постоянно мяч в ворота. А мы как зрители из зала - стояли на воротах и старались упасть как можно смешнее от якобы неожиданного броска.
- Говорят, вы открыли новый цирковой жанр...
- Как оказалось, это действительно так. После того как меня отчислили из Цирка на Цветном бульваре "за профнепригодность", я сразу отправился на родину. И сильно тосковал по цирку. И тут уже решил собрать свою команду. Так мы организовали при местном Дворце культуры первый в Мурманске самодеятельный цирк "Арлекино". Вот тогда пригодилась вся цирковая практика. Наш цирк получил звание народного. Потом была победа на Всесоюзном конкурсе и гастроли в Японии. Мы пережили вместе многое. Были и взлёты, и падения. А в 1990 году вышло так, что наш акробатический номер "Весёлые скакалки" открыл новый цирковой жанр - акробаты со скакалками.
Первый -
самый дорогой
- А клоунов зачем начали собирать?
- В 1972 году я вместе со своим другом детства приехал из Мурманска устраиваться в "Цирк на сцене". Но тогда акробатическая карьера не задалась, меня взяли работать клоуном. В этот же день я и купил своего первого клоуна. Он и сейчас находится рядом со мной, как память о прошлом. Сам он из себя ничего особенного не представляет, он самый обыкновенный, а мне и не нужно было изысков.
- Ваша коллекция собрана со всего мира.
- Количество клоунов моей коллекции давно уже "перевалило" за 5000. Очень много привез статуэток, когда колесил с гастролями по миру. Из Японии, Франции, Италии, Скандинавских стран. Друзья всегда знали, какой сделать подарок. Дарили клоунов. Сейчас это сделать гораздо тяжелее, я сам иногда начинаю сетовать на память. Бывает так, что куплю нового, а оказывается, такой уже есть. Клоуны - это не единственная моя коллекция.
Я ещё собираю маленькие стограммовые бутылочки водки. Собралось их уже более 1000, причём не одна не повторяется.
"Я богаче олигарха"
- Не возникало желание продать коллекцию? Наверняка была бы возможность выручить немалую сумму...
- Как я всегда говорю: у олигарха есть деньги, у меня - мои клоуны. Ведь имея любые деньги, точно такую же коллекцию собрать просто невозможно. Это экземпляры со всего мира, и некоторые уже невозможно найти даже в антикварных лавках, ведь им более 50 лет. Поэтому считаю, что коллекция бесценна. Да и просто сосчитать общую её себестоимость мне никогда в голову не приходило. Я недавно был в Московском доме художников. Была возможность увидеть клоуна, который есть и у меня в коллекции. Разница лишь в том, что я их демонстрирую публике, а там они продаются. Так статуэтка клоуна, которую я покупал 40 лет назад за 3 рубля 50 копеек, сейчас стоит 350 долларов. Это оказывается, как недвижимость, всегда растёт в цене.
- А в содержании клоуны привередливы?
- Что вы! У меня с ними никаких хлопот. Если вы про батарейки и электроэнергию, которая необходима, чтобы клоуны ожили, - никогда не считал. Это как бензин, который заливаешь в автомобиль. Я всегда заправляюсь по факту пустого бочка. Так же и с батарейками... Обидно лишь, что вороватый народ пошёл. Даже пятилетняя девочка пыталась оторвать хорошо зафиксированную статуэтку. Когда её силёнок не хватило, она позвала на помощь маму. На замечание администратора мать лишь с удивлением спросила: "А что, нельзя?"
- Каковы планы клоуна-коллекционера?
- Расширять свой музей в первую очередь. И делать коллекцию всё более интересной для зрителей. Хочу, чтобы все мои клоуны ожили. Сейчас над ростовыми клоунами работают механики Тульского цирка. Каждому будет отведена своя роль. Но это ещё не все. Собираюсь построить настоящий клоунский дом, где всё будет отражать не обычную жизнь, а настоящую сказку. Все предметы интерьера будут с изображением моих любимых персонажей - клоунов.
Фото Юрия НЕЧАЕВА