Начиная с этого номера газеты мы будем рассказывать о гусеводах, которые примут участие в тульском гусином турнире "За любушку!", инициированном тульским гусеводом Сергеем Дорожкиным и второй год проводимом "АиФ в Туле".
Наши усилия по возрождению народной традиции поддержал департамент сельского хозяйства администрации Тульской области, за что мы ему по-настоящему благодарны.
...Александр Васильев - человек, которого знают все серьёзные гусеводы страны, так говорит о тульских коллегах Сергее Дорожкине и Владимире Митрахове: "Я преклоняюсь перед ними".
- Ваши ребята приехали в Нижегородскую губернию, выступили в соревнованиях самого высокого ранга, выставив своих гусей. Выступая в Курске, одержали много побед. Дорожкинские гуси выиграли три партии из шести. Могли бы и все бои выиграть. Но мало того что ваши ребята преодолели путь в 600 км, так ещё в Курске бои по традиции весенних праздников проходят в феврале, а у вас в марте. То есть созревание гусей у вас случается на месяц позже.
Дорожкин и Митрахов выиграли у чемпионов Богородска, победивших павловских чемпионов. А это почти геройский поступок!
Так что не удивлюсь, если павловские охотники приедут в Тулу на турнир отыграться.
- Вы говорите - охотники...
- Охотниками в древности называли держателей певчих, ловчих, бойцовых птиц. Смысл разведения птицы был не только в том, чтобы на мясо её вырастить, а и в том, чтобы создать породу, которой можно любоваться и которая принесёт победу в весенних боях. Птицу год лелеяли, холили, воспитывали.
- Как же получилось, что тульская бойцовая порода гусей чуть было не исчезла?
- Тульские и калужские охотники сделали эту породу. С царских времен богатые люди, мещане, крестьяне держали тульскую бойцовую птицу. До войны в Павлове семья Серовых держала отличную птицу. Но после войны в Заволжье эти гуси остались лишь в нескольких деревнях. А в Туле их и вовсе уже не было. Ваши ребята много сделали, чтобы возродить эту породу. Об этом говорит и вице-президент академии гусеводства доктор наук Павел Девятов. Таких холмогорских гусей, как у ваших Сергея Дорожкина и Владимира Митрахова, нет даже в его академии. Эти два парня распространяют уникальную, красивую русскую птицу.
- Александр Васильев, вы ведь потомственный гусевод?
- Да. С малолетства ездил с отцом из Сибири в Нижний Новгород на бои. В 1987 году от отца тайком съездил в Тумботево. Мой гусь настолько понравился самым знаменитым охотникам Серовым, в семье которых хранилась царская грамота за сохранение птицы, что они попросили его продать. Знакомство привело к содружеству. У Серовых был опыт, у меня - научный подход. Серовы говорили: "Найди людей, которые тебе помогут, иначе замкнёшь породу". В течение десяти лет мои гуси не знали поражения. У меня немцы просили гусей. Они, конечно, могут развести породную группу, но я не отдал. Мне хотелось, чтобы тульский гусь остался в России. И сегодня он находится в вашей области. Я дал Дорожкину и Митрахову своих тульских бойцовых гусей, потому что люди, которые смогли сохранить холмогоров, смогут сохранить и её. Тульская бойцовая порода - редчайший генофонд. Если зарубить гусей, что есть у ребят и у меня, да павловскую партию, да одну в Калитино за Волгой, то порода исчезнет. Гуси у вас сейчас самые сильные в России.
У ваших ребят перспектив больше - они молодые, увлечённые. Я прошу всех, кто может: помогите этим отличным людям. Они ездят и на соревнования и на выставки за свой счёт, это очень дорого. А сколько труда вкладывают, возрождая замечательную породу птицы. Я перед ними преклоняюсь.