Всю свою жизнь Вячеслав Боть изучал историю Тулы. Коллеги по цеху называют его "ходячей энциклопедией".
В Тулу привела... война
Свой родной город Оршу Вячеслав Иванович не помнит. Когда он был совсем маленьким, семья Ботей переехала в Калугу. Здесь и прошло все детство Славы. В Тулу будущего краеведа привела... война.
- Мне было 12 лет, когда немецкие войска подошли к Калуге. 6 октября 1941 года наш дом был разбит. Я был в своей комнате - собирался в школу - и только слышу: свист - взрыв, свист - взрыв! Очередной свист раздался, как мне показалось, прямо у меня над головой. Бомба упала аккурат между нашим домом и соседским. Как потом сказали нам специалисты, эта бомба весила полтонны. В доме вышибло все окна, хоть тогда их заклеивали плотной бумагой крест-накрест, сорвало двери, крышу. Я помню только, что инстинктивно успел закрыть лицо руками... А вот руки и грудь были поранены. Вышел во двор - там стоял очень едкий запах взрывчатки. От соседского дома осталась одна‑единственная стена. А через несколько дней весь район немцы сожгли...
Из разрушенного родного дома Слава с бабушкой переехали жить в село Сугоново, где работала учительницей его тетушка. А мама, Лидия Федоровна, еще несколько месяцев провела в оккупированной фашистами Калуге. Она пришла к сыну пешком, в сетке лежало одно одеяло и несколько уцелевших фотографий - все остальное имущество Ботей сгорело.
Вторая тетушка Вячеслава Ивановича, тоже учительница, жила в Туле. Она-то и позвала Славу к себе. Мальчик очень хотел учиться, а получить знания в сельской школе в годы войны было нереально - после одного урока мальчишки, наравне со взрослыми, шли работать на поле или ферму.
В последний день 1942 года Боть переехал в Тулу. Стал учиться в школе N 17, что на бывшей улице Крематорской (ныне им. Рогова).
- Откуда такое название у улицы - неизвестно, в Туле никогда не было крематория, - смеется Боть.
В 1944 школу поделили на две: N 17 стала женской школой, N 23 - мужской. Эти годы Вячеслав Иванович вспоминает как одни из лучших в своей жизни: он работал старшим пионерским вожатым, в школе был организован драмкружок.
Краеведение - это жизневедение
После окончания вечерней школы рабочей молодежи Боть поступил в Тульский педагогический институт на факультет русского языка и литературы, затем окончил аспирантуру. Диссертацию, конечно же, писал о творчестве своего любимого поэта Маяковского.
История Вячеславу Ивановичу нравилась с детства. Особенно он интересовался военной историей, еще мальчишкой с удовольствием изучал военные уставы.
- У меня были очень хорошие учителя, способные по-настоящему заинтересовать предметом: известные тульские историки Карцев, Ашурков, Черемисин. Краеведение - понятие широкое. Это изучение и истории, и археологии, и природы, и литературы, и культуры родного края. Недаром в 20‑е годы ХХ века говорили: "Краеведение - это жизневедение".
В 1957 году, после того, как директор "Тульского областного краеведческого музея" ушел на пенсию, Ботю предложили стать новым директором. Он согласился.
- Когда я только пришел в музей, у меня спросили: "Хоть годика два у нас поработаешь?" "Поработаю", - отвечал я. "А после защиты диссертации уйдешь?" - "Уйду". Я был уверен, что обязательно найду для себя что-нибудь другое. Но вот прошел год, и два, и пять... Обернулся - и оказалось, что я посвятил этому делу всю свою жизнь.
Музеи нашего края
В 1961 году под руковод.ством Вячеслава Ботя в Туле прошел первый семинар музейных работников и краеведов Тульской области. В те годы в области было очень мало краеведческих музеев. И молодая команда Ботя решила: надо их создавать.
Сначала открылся музей в Белеве. Музей в этом городе был создан еще в 1912 году с помощью сына поэта Василия Андреевича Жуковского. В войну музей сгорел и только через 20 лет был восстановлен на базе коллекции краеведа Ильи Петракова. Затем открыли музеи в Богородицке, Ефремове, Алексине, Новомосковске, Ясногорске, Черни, Веневе. Тульский областной краеведческий музей стал научно‑методическим центром. Создавались и другие музеи. Например, в селе Песковатское Суворовского района был открыт музей героя Советского Союза Чекалина. В селе Лютаричи Узловского района - музей героя гражданской войны Николая Руднева. В деревне Дворяниново Заокского района - музей Андрея Болотова, первого русского ученого-агронома. В селе Русятино - музей командира крейсера "Варяг" Всеволода Руднева. 15 января 1992 года, к 125-летию со дня рождения, был открыт музей писателя Вересаева.
- Моя жизнь прошла очень насыщенно - встречи с замечательными людьми, интересные находки, неожиданные открытия, - говорит Вячеслав Боть. - Сожалею только, что я так и не создал свою семью.
Встречи с Рудневыми
Знакомство с сыновьями знаменитого адмирала Боть считает одним из самых интересных моментов в жизни.
- Я встречался со старшим сыном адмирала Николаем Всеволодовичем (1890 г. р.). В эмиграции он жил в Югославии и Франции, с 1946 года - в Ульяновске. Мы выхлопотали для него квартиру в Туле, и с 1958 по 1963 год Руднев жил в нашем городе. А через несколько лет я встречался и с младшим сыном - Пантелеймоном, театральным художником, жившим во Франции. В Советский Союз он приезжал в 1969 году как турист. Я встречал его на вокзале, потом возил по городу. Он долго стоял у памятника Рудневу, смотрел на него, фотографировался... Потом мы поехали в Савино, на могилу Руднева. А затем - в Мышинки, там находится имение, где прошло детство Пантелеймона Руднева. "Вы, наверное, ошиблись местом, - сказал взволнованный Пантелеймон Всеволодович. - Здесь не было таких огромных деревьев". "Так вы 50 лет не были в России!", - рассмеялся я. "Вот за этим поворотом должен показаться пруд. Если его нет, значит, не то место!", - не унимался Руднев. Заворачиваем - и вот он пруд. Тогда на глазах Руднева‑младшего показались слезы... В дорогу мы накупили ему тульских пряников. Помню, они ему очень понравились.