«Федерация спорта сверхлёгкой авиации Тульской области» появилась только в прошлом году, однако уже сейчас в числе её участников – более двадцати человек, среди которых с десяток – действующих пилотов. О перспективах развития этого вида спорта в нашем регионе, а также о природе и погоде мы поговорили с Еленой Бобковой, членом правления сразу двух федераций – вышеназванной и «Федерации парашютного спорта Тульской области».
В небо – за мужем!
- Елена, сверхлёгкая авиация – это какая?
- Это суда, весом не более 495 кг. Дельтапланы, дельталёты и парапланы. Пятьсот килограмм – это уже просто лёгкая авиация.
- Это вообще женское дело – управлять дельталётами?
- В общем – нет. Мой муж Иван Ильин говорит, что пилот в семье должен быть только один. Женщин-пилотов, действительно,– единицы. Но я и не рвусь особенно управлять техникой – мне хватает и административной работы, которой я загружена в двух федерациях. Собственно, это муж меня и «подсадил» на всё это. До него я жила самой обычной жизнью, работала менеджером, о небе, как многие говорят, с детства не мечтала.
- И как «подсаживал»?
- Меня замотивировали две вещи. Первое – это желание всегда быть рядом с мужем, заниматься общим делом. Именно это изначально и стало причиной того, что я решила тоже попробовать. Ну, а когда я поняла, насколько это здорово, тут уже появился азарт и драйв, который человеку, не испытавшему это на себе, даже не понять.
- Детей своих тоже будете учить летать?
-Детей у нас пока нет. Ну, а когда они появятся – посмотрим. Если они захотят пойти по нашему пути – это их право. Не захотят – тоже их выбор. Невозможно же заставить что-то полюбить по указке.
- Недавно вся страна отмечала День семьи, любви и верности. А вы?
- Мы с мужем были на соревнованиях в Великом Новгороде. Для нас, на самом деле, лучший вариант проведения праздника, именно такой – на соревнованиях. И День семьи, любви и верности, кстати, нам многим ближе, чем День святого Валентина. Его в нашей семье как-то принято игнорировать.
Как в космос
- Чем занимаются пилоты в обыденной жизни?
- Это люди самых разных профессий. Есть преподаватель карате, водитель, сотрудник КБП. Для большинства из них дельталёты – это всё-таки хобби. И это несмотря на то, что многие из них – действующие пилоты с соответствующими «корочками». Однако ситуация складывается именно так. Приходят к нам по банальной причине. Обыденность и повседневная рутина затягивает, делает человека косным и скучным. Многие это довольно болезненно переносят и ищут выход. Таким глотком воздуха – в прямом и переносном смысле – и становится сверхлёгкая авиация. Поднявшись в небо, все стрессы и накопившийся негатив оставляешь на земле. А спускаешься совсем другим человеком и проблемы видишь и воспринимаешь по-другому.
- Но ведь не каждый человек может летать…
- Разумеется, у кого здоровье не очень – лучше и не думать о том, чтобы становиться пилотом. Но всегда можно полетать и в качестве пассажира. А годен ты или нет для самостоятельных полётов, определяет врачебно-экспертная лётная комиссия. При этом она не просто обширна, она тотальна и всеобъемлюща. Проходить её нужно в Москве. Мы с мужем потратили на это целых три дня – и это ещё считается достаточно быстро. Жили в пансионате рядом с больницей. Проверяют врачи абсолютно всё и тщательнейшим образом. Смотрят даже зубы и ногти на ногах. Практически как в космос готовят.
Надо возродить аэроклуб
- Расскажите о Чемпионате сверхлёгкой авиации.
- В Великий Новгород съехались наши коллеги со всей России. Здесь представлены не только дельталёты, но и паралёты (моторные сверхлёгкие летательные аппараты с крылом парашютной конструкции), микросамолёты (моторные сверхлёгкие летательные аппараты с крылом, создающим подъёмную силу, а также аэродинамическим управлением) и мотопарапланы (моторные парапланы с силовой установкой, обеспечивающей запуск и поддержание всей конструкции в воздухе). Очень много участников, у всех подъём и воодушевление – это захватывающе и зрелищно.
- Выполнение различных заданий. Например, нужно пройти по заданному маршруту, пролететь над определёнными точками, сфотографировать их, чтобы доказать «чистоту» прохождения. Или полёт по маршруту с минимальным количеством топлива. Правильно рассчитать и заявить время и скорость прохождения маршрута. Масса заданий, на самом деле.
- Много приехало туляков?
- Двое – я и мой муж, пилот Иван Ильин. Погода сейчас такая, что позволяет выполнять лишь по два упражнения в день. Мы летаем и в сильный ветер, и при сильной турбулентности.
- Что мешает Туле проводить такие Чемпионаты? Наши ландшафты и территории, как мне рассказывали, вполне подходят для такого рода действ.
- У нас уже давно развиваются и получают хорошее финансирование полёты на воздушных шарах. Я считаю, что спорт сверхлёгкой авиации – тоже в этом отношении очень перспективное направление. Заинтересованных в этом деле людей много и, если бы у нас проводились состязания, подобные новгородским, это привлекло бы значительное внимание и к областному центру в частности, и к региону вообще.
- Что для этого нужно?
- Чтобы туляки могли летать в своём небе, нужны действующий аэродром, специальные постройки – ангары, учебные классы и т.п. Летать есть где и есть кому – мы вот, например, летаем. Но для того, чтобы это было по-настоящему массово, помощь нам, конечно же, не помешала бы. У нас же раньше был действующий и очень мощный аэроклуб – его выпускниками, между прочим, являются 27 Героев Советского Союза. В начале 2000-х годов вся его работа сошла на нет. Очень многие тульские пилоты были вынуждены отправиться работать в другие регионы. А надежда, что аэроклуб всё-таки когда-нибудь возродится, теплится у многих.
«Сверхлёгкое» - не «ерунда»
- Любой полёт требует специального разрешения?
- Не совсем. Разрешение запрашивают как раз, например, те, кто летают на воздушных шарах. Это потому, что шар летит, балансируя между различными потоками воздуха – лишь поднимаясь вверх и вниз. Это воздушное средство условно управляемое. Всё зависит от того, куда ветер подует. Газовая горелка заполняет пространство шара горячим воздухом – осуществляется подъём. Воздух остывает – шар опускается. Потоки на высоте имеют разное направление – таким образом шар и перемещается вперед-назад. Соответственно, его может вынести и из воздушного пространства класса «G» - но это для шара не критично, если пилоту дано разрешение на полёт.
- Что это за пространство такое и что за класс?
- «G» - это свободная зона полётов. Территория, где нет жилых построек, заводов, тюрем, военных частей и т.п. Сверхлёгкая авиация, в отличие от тех же воздушных шаров, может перемещаться только в этой зоне. Поэтому мы не запрашиваем разрешение, а лишь уведомляем о полёте зональный центр. Это делается по Интернету через специальный сайт. При этом вся ответственность при выполнении полётов возлагается на командира воздушного судна – на пилота.
- То есть с крыши панельной многоэтажки вы эффектно взлететь не сможете?
- Если только на это будет получено специальное разрешение. А если говорить технически – то, в принципе… Смотря какой дом и какая крыша. Если есть относительно протяжённая ровная поверхность, чтобы дельталёт мог как следует разогнаться, можно и взлететь. Так же - как и с проспекта Ленина, например. Однако, повторюсь, по правилам, если мы в небе, населённый пункт должен находиться от нас на расстоянии 2 км, не меньше. Вообще безопасность полётов – это один из главных пунктов, на который стоит обратить внимание. Да, конструкция дельталёта оборудована дополнительной степенью защиты – и если при каких-либо обстоятельствах слетит парусина с крыла или откажут двигатели, то сработает система, которая выбросит парашют и плавно посадит на землю всю конструкцию. Однако управлять этой техникой нужно именно что уметь, а для этого – необходимо учиться. Слово «сверхлёгкое» не должно настраивать на легкомысленный лад, это не синоним «плёвого дела». О чём мы, собственно, всегда и говорим – всем и каждому.
Смотрите также:
- Артём Муницын: «Я был на Паралимпиаде! И расскажу, как всё происходило» →
- Тульский астролог: «Лошадь – типично русский знак» →
- ТЕСТ: Уверенный ли вы в себе человек? →