Второкурсница Мария Свиридова (по просьбе девушки имя и фамилия изменены) хорошо знает, отчего иногда лучше не ходить к бабушке на пирожки и как важно бывает просто позвонить.
Хорошее дело
«Я ухаживаю за шестью пенсионерами. Только позавчера «оформила» последнюю бабушку. А о госпрограмме по поддержке престарелых узнала случайно. Оказывается, после 80 лет старичкам выплачивается по 1200 рублей в месяц для найма нигде не работающего опекуна. Точнее, деньги-то эти полагаются вроде как опекуну, но выдаются в виде прибавки к пенсии, а сами пенсионеры уже решают, сколько из них отдать».
Мы встретились с Машей в шестом часу вечера. Она только что с летней практики. Учится в институте. В шесть нам надо быть у старушки, за которой она ухаживает.
«С оформлением одного дедушки были проблемы. Он был военным, а с военными бумажной волокиты гораздо больше, - рассказывает быстрая, разговорчивая, весёлая девушка. - Обычно просто приходишь, приносишь паспорт, СНИЛС, справку из университета и через полчаса всё готово. А тут я ходила в «налоговую», центр занятости, получала сразу несколько справок из Пенсионного фонда.
Начала собирать документы в двадцатых числах января, и когда пришла со всеми с трудом собранными квитками уже в феврале, мне говорят: «У вас документы датированы разными месяцами. Переделывайте». Пришлось заново ходить по кабинетам, все зимние каникулы на это потратила. У нас в стране даже хорошее дело просто так сделать не дадут.
Что входит в мои обязанности? Я звоню бабушкам, интересуюсь, чем помочь. У каждой раза четыре в месяц надо убрать всю квартиру. Иногда просят сходить в магазин, купить что-нибудь. Но на самом деле чаще всего им нужно простое внимание. Им одиноко. Бывает, прихожу, а меня ничего и делать не просят. Просто так разговариваем, чай пьём.
Одна пыталась познакомить меня со своим племянником. Звонит и говорит: «Приходи на пироги». Я пришла, а там он. На вид лет 20, на самом деле оказалось 25. Я говорю: «Я пойду, к вам тут пришли, не буду мешать». Она: «Давай хотя бы чай попьём». Мы сидели втроём, пока моя мама не начала волноваться, названивать мне. Только тогда я смогла уйти. А парень хороший, но у меня уже есть друг».
О равнодушии
Мы доходим до нужной нам девятиэтажки. Поднимаемся на верхний этаж. Дверь квартиры открыта. Нас ждёт невысокая седая женщина в потрёпанной голубой кофточке. Видит Машу и в глазах зажигается огонёк, но глаза становятся пустыми, как только она понимает: Маша сегодня не одна.
В квартире удивительно чисто, но точно так же пусто. На стенах - ни ковров, ни картин, лишь в одной комнате маленький старинный гобелен. Там же на полу ваза высотой на глаз метра полтора с искусственными жёлто-фиолетовыми цветами. Звонит телефон, заглушая голосящую во всю мощь радиоточку, хозяйка медленно, слегка прихрамывая, идёт на кухню.
«Зачем вообще я этим занимаюсь? - на секунду задумывается Маша. - Не знаю. Мне это просто нравится. Не хочется быть равнодушной. Некоторые мои друзья говорят: «Делать тебе нечего. Со стариками возишься, лучше с молодыми гуляй!». А ведь пенсии стали давать только в двадцатом веке. Раньше бабушки и дедушки всегда оставались в семьях, за ними ухаживали их дети. Одинокая старость никогда не считалась нормой. А сейчас многие из нас с родителями практически не общаются. Слушаем друг друга вроде как, но не понимаем. Что уж говорить про стариков. Жизнь меняется, люди меняются.
Хотя на самом деле равнодушные были всегда. Знакомая рассказывала, что за её мамой в старости ухаживала она одна. А оставить её было никак нельзя. Она могла, например, включить газ и пойти спать. Ну ты понимаешь состояние. И ей было жутко обидно, ведь у неё был родной брат и две сестры, которые даже звонили своей маме редко. А люди-то взрослые».
Простое общение
Сегодня как раз тот случай, когда делать по дому ничего не надо. Бабушка просто разговаривает с нами. Прошу её рассказать мне о Маше.
«Мария человек очень добрый и внимательный. Помню, с какой нежностью она поддерживала меня, когда мы с ней гуляли зимой, - начинает хозяйка. - А иногда она мне звонит, спрашивает как дела. До слёз приятно».
В уголках старушкиных глаз поблёскивают еле заметные через толстые стёкла очков слезинки.
«Без неё я бы, конечно, скучала. У меня одно увлечение. Мы компанией подруг гуляем каждый день два раза. Утром и вечером. Больше и делать-то мне нечего. А поговорить с Машей бывает ну очень приятно».
Едва по радио начинаются вечерние новости, бабушка прощается.
«Бегите, - мягко говорит она, - свои дела-то у молодёжи всегда есть. И я пойду гулять. (Улыбается.)»
«Хорошее дело сделали, не приложив никаких усилий», - обращаюсь к Маше.
«Да, всего и надо-то: зайти, поговорить минут 40. Нам ничего, а ей приятно. Есть такой афоризм: «Цивилизованность общества определяется отношением к самым слабым - старикам и детям, особенно одиноким». Я понимаю, что со стариками бывает тяжело, они люди совсем другого времени. Но главное, что им нужно, - это простое общение. Я звоню просто так, спросить как дела, а в ответ столько искренней радости, как будто с ребёнком разговариваю. И позвонить-то совсем не сложно. Но этого окружающие не понимают. Одна из бабушек мне жаловалась, что родная дочь к ней не приходит, а внучка просто говорит: «Ты старая, мне с тобой разговаривать не о чем». А пожилым людям надо для счастья всего лишь немного внимания. Да и на самом деле с ними интересно. Они много о жизни знают и понимают, что в ней суетное, что ценное, на что стоит её тратить, на что нет».
Смотрите также:
- Итоги года туляков. Громкие победы, личные потери, рождения детей и любовь →
- Феерия в тульском цирке: посмеялись, поплакали, страху натерпелись →
- Сказочке конец? Вячеслав и Елена рассказали о своей семейной жизни →