Преподаватель кафедры журналистики тульского вуза Татьяна Богатырёва 25 января отмечает тройной праздник: День студента, именины, День рождения.
Карьеристы или романтики?
Корреспондент «АиФ в Туле», Дмитрий Борисов: - Вы преподавали литературу на филологическом факультете, последние несколько лет работаете на кафедре журналистики. Будущие филологи и журналисты по-разному воспринимают литературу?
Татьяна Богатырёва: - На филологическом факультете мировое литературное наследие изучается глубоко и в достаточно больших объёмах. На кафедре журналистики этому посвящены всего пять семестров. Наверное, это логично. Литература для «журфаковца» не есть главный предмет. Но обязательный, поскольку невозможно научиться грамотно и ясно излагать свои мысли (да и вообще считать себя хоть сколько-нибудь образованным человеком), не прикоснувшись к лучшим образцам словесности. Жаль, что не все это сразу понимают.
- Кого больше на журналистском факультете – карьеристов или романтиков?
- Многие ребята нацелены на конкретный результат в плане будущей профессии. Кто-то любит спорт и намерен стать спортивным журналистом. Кто-то ориентирован на политику, кто-то – на культуру. Большинство знает, для чего учится. Но я не стала бы называть это карьеризмом.
Нынешние студенты в основном читающие. Вопрос в том, что их интересы не всегда сходятся с учебной программой. Но вместо обязательных произведений читают далеко не только «ширпотреб». Меня, например, очень удивляет, что студентов в большинстве не очень интересует ни постмодернизм в литературе, ни абсурд, ни какая-то другая яркая форма. При этом заметна тяга к классике. А, казалось бы, в таком возрасте бывает ровно наоборот. Хармс или ранний Заболоцкий им, например, вообще не интересны. Мне это кажется не то, чтобы странным, но, по меньшей мере, непонятным.
- Ну, наверное, это следствие того, что сейчас в целом модно ностальгировать по поводу «утраченных идеалов» и «подлинности», которые можно найти в классической литературе. И многие нынешние авторы в своём творчестве пытаются эту «подлинность» реанимировать. А читающая молодёжь просто держит нос по ветру….
- На самом деле, нужно скорее радоваться, что классика вызывает такой интерес. Потому что для адекватного её восприятия необходимо иметь определённый багаж знаний, чтобы понимать контекст: время, когда произведение было написано, тогдашняя политическая обстановка, основные мировоззренческие установки. С этим бывают сложности. Я работала с группой китайских студентов. Они прошли подготовительные курсы и, в принципе, уже знали русский язык. Но древнерусская литература для их восприятия была очень сложна. Это литература «готового» слова, дидактическая, сугубо религиозная. Она трудна для человека, выросшего в другой культуре. Не возможно её понимать, не читая Библию, потому что в памятниках древней словесности множество отсылок к Священному Писанию.
- У вас учатся сирийцы. Международная обстановка как-то отражается на их жизни?
- Думаю, нет. В университете эти ребята – на нашей кафедре их двое – чувствуют себя вполне комфортно. Отношение с другими студентами дружелюбные, никаких барьеров не чувствуется. Были небольшие проблемы с языком, потому что одно дело выучить русский, другое – практиковать его в реальной жизни. Но они довольно быстро адаптировались, как это обычно и бывает со студентами-иностранцами. Да они и приехали в Тулу задолго до известных политических событий. Зачем ограничивать?
- Сегодня существует множество проектов, популяризирующих классическую литературу. Состоялся уже второй «толстовский марафон» – «Войну и мир» онлайн читали четыре дня более тысячи человек. Прошлый год был объявлен Годом литературы, наступивший – Годом кино. И эта культурная «пропаганда», судя по всему, работает, если молодые читают классику?
- По поводу литературного марафона могу сказать, что то, что он был – это, скорее, хорошо. Год литературы… Да, в вузе проходили мероприятия, посвящённые ему, но для меня каждый год – Год литературы. Как и для любого другого ценителя художественного слова. То же самое можно сказать и о кино. Лично я считаю, что нет особого смысла посвящать год той или иной сфере культуры, как бы ограничивая её временным периодом.
- Сегодня молодые люди читают больше или меньше своих предшественников? Кажется, что сами современные технологии способствуют тому, чтобы повышалось число читающих.
- Всегда были студенты, которые читали мало (и на филфаке тоже). И всегда были те, для кого чтение входит в круг обязательных занятий.
Когда я рассказываю студентам о том, что в своё время, готовясь к экзаменам, с трудом отыскала в библиотеке «Мелкого беса» Сологуба, для них это кажется удивительным, ведь с тех пор прошло относительно немного времени. Сегодня же практически любое литературное произведение бесплатно и практически мгновенно доступно каждому. Но, опять же, повторюсь: тут дело в том, что именно читают.
- Существует мнение, что даже третьесортная литература может быть полезной, потому что прививает привычку к чтению. А потом, дескать, человек начнёт развиваться и ему захочется чего-то более серьёзного…
- Мне очень хотелось бы на это надеяться.
Смотрите также:
- «Многим не нравится то, что я говорю». Памук о читателях и ненависти к себе →
- Достоевский не всем модникам по плечу: чего туляки ждут от Года литературы →
- Печорин против Гарри Поттера. Эксперты о литературе и её новых героях →