«Хармса уже не любят». Почему студенты сегодня предпочитают классику

Преподаватель кафедры журналистики тульского вуза Татьяна Богатырёва 25 января отмечает тройной праздник: День студента, именины, День рождения. 

   
   

Карьеристы или романтики?

Корреспондент «АиФ в Туле», Дмитрий Борисов: - Вы преподавали литературу на филологическом факультете, последние несколько лет работаете на кафедре журналистики. Будущие филологи и журналисты по-разному воспринимают литературу?

Татьяна Богатырева Фото: Из личного архива

Татьяна Богатырёва: - На филологическом факультете мировое литературное наследие изучается глубоко и в достаточно больших объёмах. На кафедре журналистики этому посвящены всего пять семестров. Наверное, это логично. Литература для «журфаковца» не есть главный предмет. Но обязательный, поскольку невозможно научиться грамотно и ясно излагать свои мысли (да и вообще считать себя хоть сколько-нибудь образованным человеком), не прикоснувшись к лучшим образцам словесности. Жаль, что не все это сразу понимают.

- Кого больше на журналистском факультете – карьеристов или романтиков?

- Многие ребята нацелены на конкретный результат в плане будущей профессии. Кто-то любит спорт и намерен стать спортивным журналистом. Кто-то ориентирован на политику, кто-то – на культуру. Большинство знает, для чего учится. Но я не стала бы называть это карьеризмом.

Нынешние студенты в основном читающие. Вопрос в том, что их интересы не всегда сходятся с учебной программой. Но вместо обязательных произведений читают далеко не только «ширпотреб». Меня, например, очень удивляет, что студентов в большинстве не очень интересует ни постмодернизм в литературе, ни абсурд, ни какая-то другая яркая форма. При этом заметна тяга к классике. А, казалось бы, в таком возрасте бывает ровно наоборот. Хармс или ранний Заболоцкий им, например, вообще не интересны. Мне это кажется не то, чтобы странным, но, по меньшей мере, непонятным.

Досье
Татьяна Борисовна Богатырёва родилась 25 января 1983 года. В 2005-м году окончила Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Летописные повествования о княжеской смерти: жанрово-стилевой анализ». Работала на кафедре литературы ТГПУ им. Л.Н. Толстого, читала курсы по древнерусской литературе и русской литературе XVIII века. Доцент кафедры журналистики Тульского государственного университета. Преподаёт теорию и историю литературы. Замужем.

- Ну, наверное, это следствие того, что сейчас в целом модно ностальгировать по поводу «утраченных идеалов» и «подлинности», которые можно найти в классической литературе. И многие нынешние авторы в своём творчестве пытаются эту «подлинность» реанимировать. А читающая молодёжь просто держит нос по ветру….

   
   

- На самом деле, нужно скорее радоваться, что классика вызывает такой интерес. Потому что для адекватного её восприятия необходимо иметь определённый багаж знаний, чтобы понимать контекст: время, когда произведение было написано, тогдашняя политическая обстановка, основные мировоззренческие установки. С этим бывают сложности. Я работала с группой китайских студентов. Они прошли подготовительные курсы и, в принципе, уже знали русский язык. Но древнерусская литература для их восприятия была очень сложна. Это литература «готового» слова, дидактическая, сугубо религиозная. Она трудна для человека, выросшего в другой культуре. Не возможно её понимать, не читая Библию, потому что в памятниках древней словесности множество отсылок к Священному Писанию.

- У вас учатся сирийцы. Международная обстановка как-то отражается на их жизни?

- Думаю, нет. В университете эти ребята – на нашей кафедре их двое – чувствуют себя вполне комфортно. Отношение с другими студентами дружелюбные, никаких барьеров не чувствуется. Были небольшие проблемы с языком, потому что одно дело выучить русский, другое – практиковать его в реальной жизни. Но они довольно быстро адаптировались, как это обычно и бывает со студентами-иностранцами. Да они и приехали в Тулу задолго до известных политических событий. Зачем ограничивать?

- Сегодня существует множество проектов, популяризирующих классическую литературу. Состоялся уже второй «толстовский марафон» – «Войну и мир» онлайн читали четыре дня более тысячи человек. Прошлый год был объявлен Годом литературы, наступивший – Годом кино. И эта культурная «пропаганда», судя по всему, работает, если молодые читают классику?

"Год литературы - это каждый год", - уверене Татьяна Богатырева Фото: Из личного архива 

- По поводу литературного марафона могу сказать, что то, что он был – это, скорее, хорошо. Год литературы… Да, в вузе проходили мероприятия, посвящённые ему, но для меня каждый год – Год литературы. Как и для любого другого ценителя художественного слова. То же самое можно сказать и о кино. Лично я считаю, что нет особого смысла посвящать год той или иной сфере культуры, как бы ограничивая её временным периодом.

- Сегодня молодые люди читают больше или меньше своих предшественников? Кажется, что сами современные технологии способствуют тому, чтобы повышалось число читающих.

- Всегда были студенты, которые читали мало (и на филфаке тоже). И всегда были те, для кого чтение входит в круг обязательных занятий.

Когда я рассказываю студентам о том, что в своё время, готовясь к экзаменам, с трудом отыскала в библиотеке «Мелкого беса» Сологуба, для них это кажется удивительным, ведь с тех пор прошло относительно немного времени. Сегодня же практически любое литературное произведение бесплатно и практически мгновенно доступно каждому. Но, опять же, повторюсь: тут дело в том, что именно читают.

Следом за компьютерной модой чтения пришла новая волна интереса к классической литературе. Фото: Из личного архива

- Существует мнение, что даже третьесортная литература может быть полезной, потому что прививает привычку к чтению. А потом, дескать, человек начнёт развиваться и ему захочется чего-то более серьёзного…

- Мне очень хотелось бы на это надеяться.

Смотрите также: