Примерное время чтения: 8 минут
442

Печорин против Гарри Поттера. Эксперты о литературе и её новых героях

Молодежи испокон веков приходится несладко из-за предвзятого отношения старших. Юное поколение всегда недостаточно умно, недостаточно воспитанно, да и вообще рассчитывать на него не приходится. В связи со стремительным развитием технической промышленности разрыв между «отцами и детьми» становится всё более ощутимым. Интернет, компьютерные игры, красочная графика и яркая жизнь в социальных сетях с головой погружает пользователя в удивительный мир современных технологий.

Чтобы получить порцию захватывающих эмоций, уже не обязательно прочитывать 700 страниц о приключениях трех мушкетеров. Нажал кнопку «Пуск» и оказался там, где давно мечтал побывать. Из этого следует, что «современная молодежь совершенно не читает книг, не ценит классику, а лишь пялится в экран своего компухтера». Однако в сторону стереотипы. Печально ль я гляжу на наше поколение?

«Всему своё время…»

Результаты опроса, проведенного TULA.AIF.RU среди школьников и студентов в одной из соцсетей, показали: книги ими не забыты. Меняются тенденции и предпочтения в литературе, но это вовсе не значит, что молодежь активно изучает лишь ленту в социальных сетях.

Более того, сегодня чтение приобретает статус тренда так же, как и здоровый образ жизни. Интернет всё чаще пропагандирует книги, в особенности – классику. Количество литературных онлайн-сообществ неустанно растет, а вместе с ним – интерес со стороны современного поколения.

Чтение становится модным атрибутом современного человека
Чтение становится модным атрибутом современного человека Фото: www.globallookpress.com

Студентка педагогического университета им. Л. Н. Толстого Валерия Шундрина убеждена, что путь к серьезной литературе каждый должен пройти сам.

«Классика на то и классика, что остается востребованной в любые времена. Просто некоторые произведения, по моему мнению, сложны для восприятия в школьном возрасте, и лучше их читать, будучи, например, студентом. Помню, после 6-го класса нам дали список литературы на лето, в котором была «Иллиада» Гомера. Я её прочитала, но толку от этого было ноль. Для меня произведение оказалось нудным и скучным, да и не с кем было его обсудить, так как из всего класса за летние каникулы книгу открыла только я. И всё же, думаю, не так безнадежен вопрос об отношении молодежи к литературе, как это принято считать. Просто времена изменились. Надо включать в школьную программу произведения, которые поднимают близкие нам проблемы: взаимоотношения с родителями, выбор жизненного пути, первая любовь. Если современное поколение увидит в классических произведениях ответы на свои вопросы, то и оно потянется к серьезным книгам, затрагивающим по-настоящему важные темы».

Молодежь стремится открывать имена новых авторов, которые через много лет также смогут занять достойное место в списке бессмертной классики XXI века. Поэтому волнение учителей, связанное с гораздо большим интересом юного поколения к Гарри Поттеру, нежели Григорию Печорину, необоснованно. Ведь на их глазах зарождаются исторические произведения будущего.

«С молоком матери»

По словам самих школьников и студентов, проблема освоения классической литературы заключается в том, что многие из книг написаны тяжелым языком и лишены динамики развития, которой изобилуют, например, фэнтези и детективы – любимые жанры современной молодежи. Для чтения классики требуется больше опыта и знаний. Однако это не повод исключать серьезные произведения из списка школьной литературы, о чем и говорит молодая мама Александра Самохвалова:

«Насчет школьной программы, думаю, что углублённо изучать такие произведения, как «Тихий Дон» и «Война и мир» рановато. Слишком велик объем и слишком много философии и размышлений, которые не понять подростку. Но поверхностно изучать эти произведения, я уверена, необходимо». На вопрос о том, как привить детям любовь к литературе с малых лет, Александра, не задумываясь, отвечает: «Всё идет от семьи. Ребенок копирует поведение старших. Поэтому считаю необходимым, чтобы с младых ногтей он видел родителей за чтением. А также чтобы родители читали вместе с детьми!»

Школьникам порой трудно одолеть серьёзные не по их годам произведения
Школьникам порой трудно одолеть серьёзные не по их годам произведения Фото: www.globallookpress.com

«Хотели как лучше»

Преподаватель литературы София Кольцова убеждена, что невозможно проанализировать серьезные книги за отведенные для их изучения несколько часов, поэтому приходится искать более креативные методы освоения материала:

««Иллиада» в школе изучается только по одному фрагменту в 6 классе. Конечно, огромное количество незнакомых слов затрудняет понимание текста, и такое произведение нельзя изучить в течение двух уроков. То же касается «Войны и мира», учитывая то, что не все дети прочитали роман целиком. Соответственно, работа проводится на анализе ключевых эпизодов и сцен. В этом году мои ребята снимали видеоролики «Интервью с героем романа Толстого». Таким образом класс познакомился с основными героями. Ну а вообще считаю, что программу по литературе пора изменить. Думаю, есть учителя, которые со мной согласятся».

Вопрос об эффективности школьной программы в том числе и по литературе остается открытым. В любом случае, составляя списки книг для школьников, стоит обратить внимание, прежде всего, на их интерес, и только потом на то, что, по мнению большинства, является необходимым для изучения.

Любовь к книгам нужно прививать с детства
Любовь к книгам нужно прививать с детства Фото: АиФ/ tr.fotolia.com

«Вы меня вынуждаете…»

Ученик 9-ого класса ЦО №1 Максим Котов, говоря за свое поколение, старается быть более объективным:

«Сейчас не так много молодежи, которая читает книги, так как у них другие увлечения, а именно занятие спортом, разные кружки и, конечно же, интернет. Сам я читаю книги чаще всего летом, так как появляется много свободного времени, и больше всего предпочитаю приключенческий жанр. Однако мне кажется, бессмертная классика не забыта, так как в школах её до сих пор проходит каждый. Отбивает ли принуждение со стороны учителей желание читать? Думаю, два часа в неделю никому еще не повредили».

Такое мнение тянет на эксклюзивность. На вопрос, как привить любовь к литературе, опрошенные подростки отвечали противоречиво, но практически единогласно: перестать заставлять читать книги. Как часто родители в качестве наказания отбирают у своего чада драгоценный компьютер и всовывают злосчастный томик Пушкина? После таких санкций о дружбе с Онегиным и Гринёвым говорить не приходится. Дети должны иметь право выбирать авторов и произведения самостоятельно, анализировать и с интересом пересказывать сюжет своим родителям и друзьям. Лишь тогда появится интерес к чтению, которое рано или поздно приведёт ребёнка к золотой и бессмертной классике.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах