80 учителей из 18 регионов участвовали в работе первого фестиваля клубов «Учитель года», прошедшего в Туле. Туляков представили три преподавателя. Среди них - Сергей Бурцев, учитель истории и обществознания сельской школы Плавского района.
Принял эстафету
Антонина Позднякова, «АиФ в Туле»: Вы окончили педуниверситет в Туле, при этом работать отправились на село. Почему не остались в областном центре, где перспектив для развития явно больше?
Сергей Бурцев: Учителя нужны и на селе. Я окончил школу, в которой сейчас работаю. Сегодняшние мои коллеги - это мои учителя. Стараюсь им соответствовать. Мой предшественник - Николай Викторович Бензев - учил меня истории, когда я был школьником. Когда я окончил вуз и пришёл в школу, мы какое-то время работали вместе, а потом я его сменил, переняв его опыт и прислушиваясь к его советам.
Конечно, мало кто из молодых специалистов хочет уезжать из крупных городов, но, на мой взгляд, зря. На селе они могли бы получить больше, чем в городе. В сельской местности есть электричество, газ, вода, Интернет. Есть, правда, некоторые проблемы с транспортом, но если имеется личный автомобиль, то проблема решена. Да и вообще, для семейного человека село - отличный вариант. И детей можно растить на свежем воздухе, и самому наслаждаться красотами природы. Однако, конечно, большинству не хватает досуга, может стать скучно, но всё зависит от человека. Если вернуться к работе, то нельзя не отметить, что в сельской школе - дружный и тесный коллектив педагогов. Правда, и пределом карьерного роста здесь может стать лишь должность директора или завуча.
Родителей к доске!
- Какой совет «советский учитель» мог бы дать современному молодому специалисту?
- Главное - удивить ученика, заинтересовать, чтобы он начал размышлять самостоятельно, чтобы у него появилось критическое мышление.
Дети, разумеется, меняются от поколения к поколению. Ребята информационного века, конечно, сильно отличаются от советских школьников. У молодых людей в основном клиповое мышление. Если раньше у них работало воображение, то теперь это далеко не всегда так. Зачем им представлять сказочный замок, если они его могут воочию увидеть в компьютерной игре. К тому же они мало читают…
- Но ведь многое зависит от родителей. Если ребёнок видит с детства, что мама и папа читают, они привьют своему чаду соответствующий интерес?
- Как правило, родители много времени уделяют работе. Да, в советское время тоже все трудились, но 20-30 лет назад у школы была не только образовательная функция, но и воспитательная. Тогда у неё были и авторитет, и соответствующие полномочия. Сейчас по закону воспитывать должны прежде всего родители. Если подходить формально, то я всего лишь должен учить детей учиться добывать знания, а воспитание - это прерогатива мамы и папы. Понятно, что мы до сих пор продолжаем воспитывать, но былых рычагов воздействия у нас уже нет. Только собственный пример. В этом отношении хороша именно сельская школа. Мы все здесь в прямом и переносном смысле - соседи.
- Расскажу вам об одном эксцессе. В одной из тульских школ учится 10-летний дебошир, который терроризирует весь класс - избивает одноклассников, оскорбляет учителей. Управы на него нет: по закону лишить права на образование его никто не может. Как вам такая история? Кто виноват и что делать?
- Ну как это обычно бывает… Сегодня у нас директора школ и учителя отвечают за всё. Вот пример. Ребёнок не сдаёт выпускной экзамен. Кого сегодня винят? Школу, учителя-предметника, самого ребёнка. Но почему никто не вспоминает про его родителей? Как было в советское время? Пропустил ученик определённый процент занятий - остался на второй год. Совершил проступок - на время отчислен из школы. Упомянутый вами дебошир был бы отчислен из школы, а потом оставлен на второй год, у родителей соответственно - «неприятности» на работе. Сегодня же ребёнок может ходить в школу раз в месяц, а спрашивать будут с учителя и директора. Должно быть триединство, которое нельзя разрывать. Ответственность нужно разделить между педагогом, учеником и родителем.
Река истории
- У вас в классе есть техника - ноутбуки, интерактивная доска. Большое подспорье в учительском труде?
- Главное - предложить интересный материал. Удивить можно чем угодно, хоть обычным мелом, который превращается в загадку, в поиски «философского камня». Часто слышу, что Интернет и компьютерные игры поглотили наших детей. Да, это так. Но и этот фактор можно использовать в образовательных целях. Например, ученики поголовно играют в танки (компьютерная игра. - Прим. ред.). Хорошо. На уроке истории я показываю часть ролика с игрового ресурса и спрашиваю, что это за модель танка, чем она отличается от других моделей, в каких сражениях эта техника участвовала. За современными детьми надо успевать и, забегая вперёд, предлагать им интересную информацию исходя из их интересов. И, скажу я вам, это неплохо работает. Гораздо лучше, чем классическое «вдалбливание» предмета, которое сегодня ими почти не воспринимается.
- События на Украине, присоединение Крыма, санкции - это всё живая история, которая когда-то будет отражена на страницах учебников…
- Изучая историю, можно понять многие процессы, происходящие сегодня. Корни их лежат в веке двадцатом. После Великой Отечественной войны ингушей и чеченцев депортировали с территории Чечено-Ингушской АССР и Дагестанской АССР в Среднюю Азию и Казахстан. Примерно в это же время выселили крымско-татарское население Крымской АССР. Позже и те, и другие начали возвращаться на свои территории, и возник спор: а чей это дом? Отсюда и чеченский конфликт у нас, крымский - на Украине. Ничего не происходит внезапно, в истории всегда есть точка, с которой всё начинается. Ученикам же нужно объяснять, что любое историческое событие имеет причины и следствия.
- Говорят, что история развивается по спирали. Получается, историки могут с определённой долей вероятности делать прогнозы на будущее?
- Сейчас мы с ребятами изучаем семнадцатый век. В 1654 году произошло большое событие - Украина воссоединилась с Россией. Начиная с Ивана III, который взял себе титул Государь и самодержец всея Руси. Тем самым он поставил перед потомками задачу объединить все русские земли, которые входили в киевскую Русь под своей властью. На протяжении многих веков, кто бы ни находился у власти в России, задача собирания земель оставалась актуальной, так как мы единый народ с единой культурой, традициями и историей. При Екатерине II этот вопрос был решён. Во время революции вновь произошёл раскол. СССР и его распад. Задаю детям вопрос: как думаете, что будет дальше? Отвечают: мы снова будем вместе. Есть течение исторической реки. Вы можете пытаться плыть против него долго и упорно, но в конце концов вы устанете и вас понесёт туда, куда нужно. Поэтому то, что происходит сейчас на Украине, это временно. Что такое для истории 20 лет? Это миг.
Смотрите также:
- «Эра Петра Болконского»: тульский учитель об итогах ЕГЭ в регионе →
- Дети Ожегова и Потебни. Куда идут филологи после университета →
- Ирина Симонова: «Душа требует большой работы» →