В представлении многих задача школьного преподавателя - дать ученику определённый набор знаний. А вот педагог из Плавского района Тульской области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года- 2010» Андрей ГАРИФЗЯНОВ уверен: по-настоящему учиться ребёнок должен только самостоятельно, учитель лишь подсказывает, с чего начать.
АиФ-Тула: - Андрей Рузильевич, что изменилось в вашей жизни после победы в конкурсе «Учитель года»?
А.Г.: - Любой конкурс - это борьба с самим собой. Победа в первую очередь придала мне уверенности в собственных силах. Я осознал: то, что я делаю - интересно, перспективно и заслуживает внимания со стороны коллег, привносит что-то новое в сложившуюся систему образования России. Ну и, конечно же, конкурс познакомил меня с большим количеством маститых педагогов, учёных и просто хороших людей. После победы понял, что теперь я просто не могу подвести своих учеников и тех, кто в меня поверил.
АиФ-Тула: - Многие люди признают авторитет учителя, только если это человек весьма солидного возраста…
А.Г.: - Не согласен с этим. Мне ближе точка зрения немецкого педагога Адольфа Дистервега, утверждавшего, что «учителем надо родиться». Разумеется, для педагога опыт чрезвычайно важен, но ведь опыт - это не только количество наработанных часов, как у пилотов. Важно постоянное общение как с коллегами, так и с детьми. Каждый молодой педагог, приходящий в школу, понимает, что его ожидают в начале пути бессонные ночи, трудности в общении с другими учителями, учениками и их родителями, сложности с недостаточной методической базой и многое другое. Пережить это можно только в постоянном творческом поиске, стремлении вдохновить несмышлёных воспитанников на большие свершения. При этом возраст не имеет значения. Человек должен стремиться стать лучше и получить знания. И это не пафос, это - формула работы успешного педагога.
Главное - доверие!
АиФ-Тула: - Считается, что учитель должен обладать максимальным авторитетом и минимальной властью. Трудно ли завоевать авторитет у учеников? Всё-таки сейчас у молодёжи другие кумиры - актёры, музыканты, политики…
А.Г.: - Часто учителя подменяют понятие авторитета понятием страха детей перед учителем. Очень легко запугать ребёнка плохой оценкой, громким замечанием, вызовом родителей в школу. Вполне естественно, что дети начинают бояться педагогов. Это неправильно. Учитель должен понять своего ученика, стать для него другом, соратником и старшим товарищем, к которому всегда можно обратиться за советом. У молодёжи множество увлечений, задумок, идей. Познавая их, учитель становится ближе к своему ученику, ребёнок видит в нём единомышленника и доверяет ему. А доверие - это основа педагогики.
АиФ-Тула: - Учитесь ли вы чему-нибудь у своих учеников?
А.Г.: - Процесс обучения всегда двусторонний. Ребёнок является для учителя своеобразным «ресурсом», стимулирующим повышение собственной компетентности. Дети лучше ориентируются в современном мире, применяют самые новые гаджеты в повседневной жизни, свободно владеют новыми технологиями. Современный учитель - профессионал, умеющий не только передать знания, но и привить любовь к знаниям, к самообразованию. Образно говоря, учитель должен научить ученика учиться. Объединив мобильность ученика и профессионализм учителя, мы получим тандем, приносящий пользу каждому из них.
Несмотря на усталость, часто одолевающую после рабочего дня, учитель смотрит на мир глазами своих детей, и этот мир настолько многоцветен, что видеть его серым, скучным и обыденным просто невозможно. Вдохновлённый ежедневным общением с учениками, ты можешь свернуть горы! Всю накопленную энергию стараюсь направлять в продуктивное русло: увлекаюсь резьбой по дереву, много читаю, играю в волейбол, посещаю бассейн. В общем, стараюсь не отставать от молодёжи!
Без жалости
АиФ-Тула: - Вы работали в посёлке. На ваш взгляд, эффективно ли сокращение и укрупнение сельских школ?
А.Г.: - Ликвидация малокомплектных школ - процесс болезненный, ведь в таких учреждениях особая атмосфера традиционности, я бы даже сказал, семейственности. Но ведь основной целью оптимизации сети образовательных учреждений является равный доступ к качественному образованию всех обучающихся, независимо от места жительства. В сельских школах часто отсутствуют специализированные учебные кабинеты, спортивные залы, столовые, доступ к современным информационным ресурсам. О каком качестве образования можно говорить в подобных условиях? К сожалению, часто чиновники забывают о качестве и руководствуются исключительно экономической невыгодностью малокомплектных школ. Хочется верить, что такие случаи единичны. Главная цель образования - дать каждому ребёнку хорошее образование, позволяющее быть конкурентоспособным во взрослой жизни. Я уверен, любая сельская школа, в которой качество образования высокое, никогда не будет закрыта.
АиФ-Тула: - Сейчас много споров по поводу ЕГ Э. Вы противник или сторонник Единого государственного экзамена?
А.Г.: - Однозначно ответить на этот вопрос сложно. С одной стороны, наверное, не осталось ярых противников единого экзамена, поскольку он по многим аспектам решил вопросы создания единого образовательного пространства в России. С другой, ЕГЭ - поле для дискуссий, связанных с ориентацией на «средних выпускников», в серую массу которых, увы, попадает и одарённая молодёжь. Коррупционные скандалы вокруг этой формы экзаменов также не придают ЕГЭ популярности. Основные проблемы связаны не с результатами, а с самой процедурой проведения экзамена. Стоит отметить, что решением возникающих скандальных ситуаций при проведении ЕГЭ может стать создание единой базы контрольно-измерительных материалов. Этой инициативе я искренне рад. Надеюсь, в дальнейшем каждый выпускник будет иметь доступ к такой базе для подготовки, а учителя смогут её использовать как материал при планировании уроков, дополнительных занятий, заданий на дом.
Смотрите также:
- Детей надо удивлять. Педагог о пользе «вредностей» и клиповом мышлении →
- Дети Ожегова и Потебни. Куда идут филологи после университета →
- Ирина Симонова: «Душа требует большой работы» →