«Умный город»: Вадим Макеев об антиархитектуре и Туле без автомобилей

Давайте менять машины на роботов! © / Дмитрий БОРИСОВ / Из личного архива

Чтобы избавиться от транспортного коллапса на улице Советской, Туле надо переходить на принципиально новую систему сообщений. На какую именно, знает тульский архитектор Вадим Макеев.

Досье
Макеев Вадим Сергеевич родился в 1965 году. Окончил тульский электромеханический техникум им. А.Г. Рогова по специальности «бытовая радиотелевизионная техника». Отслужил в армии. Окончил ТГПУ им. Л.Н. Толстого (факультет ИПФ). Обучался в Италии у известного архитектора Донателлы Скапини. С 2008 года участвует в разработке международной программы «Города без автомобилей».
   
   

Дома - «умки»

- Всё началось с того, что несколько лет назад я принял участие в московском форуме «Российский дом будущего», который был посвящён вопросам перспективного градостроительства. На это мероприятие я уже попал после того, как прошёл стажировку в Италии. Потому многое из того, что презентовалось в Москве в качестве передовых технологий - а речь шла об «умных домах», высокотехнологичных и энергосберегающих, управляемых дистанционно, - мне давно уже было известно. Такие дома строят лет тридцать, для этого достаточно вложить в стену пластмассовую трубу, которую можно купить на любом тульском рынке, и оставить место для каналов, по которым позже провести «артерии» «умного дома». Я подумал: ну что за бред? Зачем заниматься изобретением велосипеда? И эта ситуация вдохновила меня и группу единомышленников задуматься над тем, какими всё-таки должны быть города будущего. Мы разработали проект, аналогов которому нет в мире. Воплощались в жизнь лишь отдельные его аспекты.

- В чём его новизна?

- Наша основная задача - сделать проживание людей более комфортным и экологичным. Для этого надо избавить населённые пункты от потока автомобилей. Мы разработали несколько схем на основе тех ландшафтов, что я наблюдал в Германии. Там нет центральной автодороги и пешеходных дорожек. Автомагистрали вынесены за пределы проживания людей. Нечто подобное можно осуществить и у нас.

Нужно сегментировать территорию, отделив зону проживания от автомобильной, закрыть её. Гаражи с квартирами можно соединить теплыми переходами. Таким образом, техника с местом обитания человека не будет контактировать. Соответственно можно спокойно отпустить руку ребёнка, не беспокоясь о его безопасности во дворе. Да и самим дышать легко - незагазованным воздухом.

Фото: Из личного архива

План территории, свободной от авто
План территории. Внизу серая горизонтальная дорога – это дорога для авто, она соединяет этот комплекс из нескольких жилых домов с другим таким же комплексом. Бардовые прямоугольники - жилые дома, такого же цвета постройки, но с полосками, - гаражи. Эти гаражи не стоят во дворах, как у нас, а вынесены на отдельную территорию, соединённую непосредственно с автомагистралью. Гаражи находятся в отдалении от домов и за заборами. Вверху плана - небольшой парк-сквер.

В Туле сейчас есть места, частично освобождённые от автомобилей - Центральный парк, например. Я видел аналогичные зоны и в Германии. Для того чтобы жить в «чистом» месте, немец должен пользоваться только общественным транспортом. Для наших реалий это не очень подходит.

   
   

- Это и будет «умный город»? Город без машин?

- Нет, это ещё не «умный город». Мы думали над тем, какими станут наши населённые пункты через 25-50 лет. Для экологии и экономии мировых ресурсов нужно строить систему, которая работала бы как Интернет - только, разумеется, в физическом мире. То есть происходил бы обмен по разветвлённой сети каналов и в случае, если один канал занят, тут же находился бы другой - свободный: Глобальная сеть всего со всем. Только в случае с Интернетом осуществляется обмен информацией, а в нашей системе - товаром. Соответственно, можно заказывать его, не покидая свой дом. Нажал на кнопку - молоко от производителя, минуя склады и магазины, приедет к тебе в квартиру.

Это могут быть, например, контейнеры, передвигающиеся по рельсам в шахтах или крытых тоннелях, это могут быть лифты. Современные технические возможности позволяют это осуществить. У нас уже сейчас существуют склады, на которых товар распределяется по алгоритмам - автоматически, без участия человека. Логистика такой системы будет работать подобным образом.

Жилые кварталы в Германии: зона, свободная от машин. Фото: Из личного архива

Дудка не «клюнул». А корейцы?

- Мне кажется, вы пересмотрели фантастических фильмов. Ну как эти идеи на практике реализовать?

- Мы обращались с этой идеей в областную администрацию губернатора Вячеслава Дудки. Ответа не дождались. Наше сознание, видимо, пока не готово к таким проектам, поскольку у нас, как известно, пока не грянет гром, мужик не перекрестится. Сейчас ведём переговоры по этому проекту с Южной Кореей.

- Какой же гром может грянуть?

- Транспортный коллапс. В Москве он случается каждые понедельник и пятницу, в Туле - ежедневно в часы пик - на той же улице Советской. К тому же Тула наполовину убита точечной застройкой. И новые высотки продолжают строить. В них будут заселяться люди, у которых тоже будут автомобили. Ситуация усугубляется с каждым днём. Чем больше машин, тем больший вред наносится экологии, да и жить на высоких этажах совсем не полезно. Группа российских учёных проводила исследования по оценке здоровья граждан: чем ниже этаж проживания, тем меньше люди болеют.

- Сами автомобилем не пользуетесь?

- Пользуюсь, но раз в 7-10 меньше, чем среднестатистический туляк. Предпочитаю велосипед, на котором даже зимой часто езжу на работу.

Автопарковка и подземный гараж – в отдалении от места проживания. Фото: Из личного архива

Гибельное дело - отсутствие вкуса

- Как бы вы могли оценить тульскую архитектуру?

- Я работал с известным итальянским архитектором Донателлой Скапини. Она занимается благотворительными делами в Чернском доме-интернате. Так вот, говоря о тульской архитектуре, она сказала, что у нас - антиархитектура. Я с ней полностью согласен. Нет единой концепции, отсутствует вкус. Застройщик, возводя здание, совершенно не думает о том, как оно будет вписываться в окружающее пространство.

А на все эти кривые углы и уродливые диспропорциональные линии смотрят дети, которым с самых ранних лет прививается плохой вкус и устанавливается низкая эстетическая планка.

Смотрите также: