25 лет назад, 15 февраля 1989 года последние части Ограниченного контингента советских войск покинули Демократическую Республику Афганистан. Спустя четверть века о тех событиях нам рассказал подполковник Олег Цапович.
- Олег Анатольевич, 15 февраля отмечалась 25-я годовщина вывода советских войск из Афганистана. Что этот день значит для вас?
- Для меня это не просто дата. Я попал в Афган сразу после окончания Каменец-Подольского высшего военного командного училища, в 1986 году. Только надел погоны лейтенанта и - вперёд. В Афганистан добровольцами попросилась чуть ли не половина нашего взвода. В итоге там оказалось 12 моих однокашников. Одного из них мы, к сожалению, потеряли. Несмотря на то что с 1985 года обстановка в Афгане относительно стабилизировалась - сказалась политика Михаила Горбачёва, но боевые действия продолжались вплоть до окончания вывода ограниченного контингента.
Наш батальон пробыл в Кабуле до самого вывода - мы перешли пограничный мост через Пяндж 12 февраля 1989 года, за три дня до того, как генерал Борис Громов заявил о полном выводе войск из Афганистана. Уходили тихо и просто, без оркестров, флагов и пламенных речей.
Своих не бросаем
- Что вы испытали, когда узнали о выводе войск?
- То, что мы там надолго не задержимся, стало понятно ещё на заре перестройки. Политический курс СССР переориентировался на Запад, и Горбачёв начал активно сближаться с США. Так что никаких неожиданностей не было. Да и сама операция по выводу была проведена достаточно грамотно и организованно - командование сделало всё, чтобы это было похоже именно на выход, а не на паническое бегство. Мы даже заключили взаимное соглашение с лидером талибов Ахмад-Шахом Масудом, чтобы боевики не обстреливали наши колонны на перевале Саланг. Сейчас много говорят о том, победили ли мы в этой войне или проиграли. Я скажу так: чтобы рассуждать об этом, нужно знать, с какой целью мы вообще пришли в Афганистан. Превратить его в социалистическую республику мы не собирались. При желании с нашими ресурсами и опытом это можно было бы сделать за пару лет. Сменить политического лидера на более лояльного у нас тоже не получилось - ставленник Брежнева Бабрак Кармаль вылетел со своего поста, как только к власти пришёл Горбачёв, и никаких ощутимых результатов эта рокировка нам не принесла. Единственное, что я не могу понять, - почему мы бросили на произвол судьбы «нашего» Наджибуллу, который после вывода войск ещё семь лет воевал с талибами. Это было самое настоящее предательство со стороны Горбачёва.
- Многие считают Афганскую войну одной из причин распада СССР…
- Я с этим согласен. Дело в том, что даже незначительное ослабление внешнего влияния со стороны власти постепенно приводит к нарастанию напряжения внутри самой политической системы. Стоило нам вывести войска из Афганистана и начать вывод Западной группы войск из Европы - как ярким цветом вспыхнули межэтнические конфликты в республиках Средней Азии и Кавказа, началась война в Приднестровье. Политика не любит компромиссов: если ты решил быть сильным и жёстким лидером - оставайся им до конца. Иначе, как говорится в известной поговорке, дав откусить один палец, ты потеряешь всю руку.
- В афганские события мы вмешались из соображений интернационального долга. Не стоит ли вмешаться в события, происходящие на Украине?
- Я родился на Украине, у меня под Житомиром живут мать и брат. С тревогой наблюдаю за событиями Евромайдана. Но всё же, думаю, там ситуация несколько иная, чем в Афганистане. Всё-таки четверть века прошло - это не шутка. Да и политические приоритеты поменялись. Мне кажется, не нужно быть профессиональным политиком, чтобы понять: на Украине сейчас действует схема, многократно опробованная нашими западным «партнёрами» в других странах - Грузии, Киргизии, Ливии, Египте. Но, в отличие от стран Северной Африки, мы воспринимаем Украину как своего друга и соратника. Думаю, если не дай бог, там начнётся гражданская война, многие русские поедут туда добровольно, без команды «сверху». Русские своих в беде не бросают. Наши миротворцы многократно доказали эту простую истину во время военных конфликтов в Карабахе, в Приднестровье и на Балканах. Так было тогда, так будет и сейчас.
Мальчишки хотят служить
- Как война отразилась на вашем характере, чему научила?
- На войне я встретил свою первую жену - она тоже проходила службу в Афганистане в качестве медработника. Незадолго до вывода войск меня легко ранило, а она делала мне перевязки. Одно слово, один взгляд - и всё. Сразу после возвращения на Родину мы расписались и прожили душа в душу почти 20 лет. Такая «любовь на военном положении» была серьёзным испытанием, но война научила меня брать на себя ответственность за свои поступки и не бояться принимать решения. Научила с пониманием относиться к проблемам окружающих, и особенно - подчинённых. Всё это очень пригодилось мне в дальнейшем.
- Вы несколько лет преподавали, работали с молодёжью. Как по-вашему, почему современная молодёжь не хочет идти в армию?
- Да ерунда это всё. Как и 20 лет назад, наши мальчишки в большинстве своём с горящими глазами идут служить. Просто о таких ребятах никто не знает, а вот если в армии из здоровых ребят делают калек или доводят до самоубийства, об этом сразу узнают все. К сожалению, от этого никуда не деться, но таких случаев - один на миллион. Да, наша армия - не курорт, но и не концлагерь. И в наших войсках ещё остались заботливые, понимающие командиры, которых солдаты считают своими вторыми отцами. Осталась настоящая мужская взаимовыручка, крепкая армейская дружба.
Среди молодёжи очень много парней, которые специально бросают престижную работу, учёбу, чтобы отслужить в Вооруженных силах. Помню, был такой случай - в часть приехал парень, долгое время живший и учившийся в Америке. У него были блестящие перспективы, деньги, связи - всё, о чём многие могут только мечтать. Но он бросил всё и приехал в Россию специально для того, чтобы отслужить в армии. Естественно, бойцы и даже некоторые командиры крутили пальцем у виска: мол, тебе что, больше делать нечего? Я уверен, пока у нашего народа есть такие ребята - Россия будет жить и процветать.
- Тульский солдат недавно умер в военном госпитале от воспаления лёгких. Наверное, он тоже хотел послужить Родине, был настоящим патриотом…
- Не иронизируйте. В его смерти виноваты бестолковые, безалаберные командиры и некомпетентные медики. Может ли нормальный человек заставить солдат бегать из казармы в столовую в одном исподнем в 20-градусный мороз? Задача каждого командира - любой ценой сохранить здоровье и жизнь своих подчинённых. Заслужить их доверие и уважение, чтобы они не боялись рассказать ему о своих проблемах. Заболел - подойти и скажи! Я уже не говорю о том, что любое ответственное лицо - от сержанта до командира роты - обязано следить за состоянием здоровья личного состава. Для этого нужно решить множество проблем - выдать людям тёплую одежду, следить за состоянием жилых помещений, придумать, где солдат может согреться, и просушить вещи после марш-броска под ледяным дождём. Всё это мелочи, но, как говорил Шерлок Холмс, нет ничего важнее мелочей. И такая, казалось бы, обыденная и рутинная работа в армии порой бывает важнее любых стрельб и «строевой».
Взяточников - в клочья!
- Коррупционные скандалы тоже не делают нашу армию популярнее…
- Коррупция - одна из главных проблем нашей страны, и решить её «наскоком» никак не получится. Расстреливать за мздоимство, как в Китае, у нас, к сожалению, нельзя. Значит, нужно совершенствовать правовую базу. Наше законодательство нуждается в серьёзной доработке - это признают все. Мне, например, совершенно непонятно, почему у нас такой огромный разброс в тюремных сроках за различные преступления? Почему один за получение взятки отделывается незначительным штрафом, а другой получает 10 лет «строгача»? По сути, они сделали одно и то же - взяли деньги за противозаконные действия. Преступление - одно, а наказания - разные. Этого я не понимаю и отказываюсь понимать. Если бы за получение взятки - неважно, взял ты пятьсот рублей или миллион, - сразу сажали бы на 20 лет, вне зависимости от должности и заслуг, уровень коррупции опустился бы до минимума. Закон должен стать для коррупционеров железной клеткой, набитой злыми голодными волками. Взял «на лапу», дверь открылась - и через минуту от тебя остались одни клочья. Жёстко, но эффективно.
- Однако, несмотря ни на какие коррупционные скандалы, страна живёт и даже процветает - вон какую грандиозную Олимпиаду закатили! Значит, не всё так плохо?
- Выживать, несмотря ни на что, бороться, стиснув зубы, до последнего - нормальное состояние для нашего народа. В последнее время в нашей жизни произошло множество перемен - строятся детские сады, появляются хорошие дороги, открываются музеи. В Туле, например, новый Музей оружия построили, краеведческий музей в порядок привели. Всё это тоже очень важно - это память о жизни наших предков, о подвигах наших прадедов. Народ не может жить, не имея корней, не имея своей истории. И мы должны эту историю сохранять и приумножать.
- Кстати об истории. В Туле собираются установить памятник героям Первой мировой войны - как вам такая инициатива?
- Я обеими руками «за»! Про Первую мировую сейчас стали забывать, а памятники солдатам, сражавшимся в 1914 - 1917 годах, можно пересчитать по пальцам. Вообще в Туле много людей, достойных памятника. Чего стоят наши знаменитые оружейники - Макаров, Токарев, Грязев, Шипунов. Многими своими победами Россия обязана именно этим людям. Ну а если поподробнее вспомнить историю обороны Тулы, то можно создать целый мемориальный комплекс - в честь бойцов и командиров Тульского рабочего полка, солдат 50-й армии генерала Болдина. А ещё я бы хотел увидеть памятник тульскому… трамваю! Многие мои знакомые, приезжающие в Тулу впервые, удивляются такому обилию рельсовых путей. Никакой загадки тут нет: во время войны все боеприпасы и продовольствие подвозились именно на трамваях - конных подвод не хватало, а вся техника была отправлена на фронт. Так что памятник военному трамваю - не анекдот, а интересная идея, которая сможет пробудить в молодёжи интерес к истории родного города.