После ирландского театра, испанской средневековой гитарной музыки и декламации Шиллера и Гете, снова к Толстому. Пятый день международного фестиваля «Сад гениев» завершился спектаклем творческого объединения мастерских Сергея Голомазова «Княжна Марья».
О подобии треугольников
На сцене тоже все лаконично. Дом князя не выглядит пышной дворянской усадьбой, из декораций – старое фортепьяно, маленький стол. Задача актеров – не развлечь, а поменять ракурс. Спектакль московской труппы – это знакомый всем сюжет романа «Война и мир», но показанный глазами не Наташи Ростовой, не Пьера Безухова и даже не Андрея Болконского, а его сестры, невзрачной княжны Марьи. Этот персонаж более всего не вписывается в жеманное и лживое высшее дворянское общество – решил режиссер, а потому именно отношении Марьи к событиям романа стало ему интересно.
«Угол АВС равен углу A'B'C'». По какому признаку равны эти два треугольника?». Спектакль начинается с задачи. Отец учит княжну геометрии, и очень злится тому, что героине довольно сложно понять ее. Доказательства этой теоремы персонажами разных поколений романа становится лейтмотивом спектакля, и она становится куда шире и важнее математической.
В романе княжна Марья принимает участие только в мирных сценах, в спектакле на нее сваливается и груз военных событий. Почему война заставляет тысячи людей убивать друг друга? Какая сила движет народами? Найти ответы на эти вопросы сложнее, чем решить теорему о подобии треугольников.
«Окно в Европу»
В последний день фестиваля постоянные зрители (а большинство гостей побывали в Ясной поляне на разных мероприятиях) подводят итоги и делятся впечатлениями.
Татьяна Глебова была на открытии, и как самое яркое пятно отметила пьесу Василия Сигарева «Алексей Каренин». Постановка елецкого театра «Бенефис» тоже изменила точку зрения. Не душевные терзания порывистой и экспрессивной Анны оказались в фокусе зрителя, а муки стареющего Алексея, великодушного и одинокого, осознающего свою ненужность. Анна в общей картине едва ли не эпизод. В этом году Татьяна Глебова не попала на выступления иностранных делегаций, однако именно их присутствие на фестивале считает самым важным.
«Прикоснуться к чужой культуре и поделиться своей – это же интересно, так что получается, этот фестиваль, своеобразное «окно в Европу», а для европейцев - в Россию, конечно».
Творчество отсюда не уйдет
Другой зритель, Дмитрий Костюк признался, Ясную Поляну как культурное место полюбил еще длинноволосым одиннадцатиклассником. Тогда в усадьбе проводились слеты писателей, и приглашались авторы со всей России. Потом слеты сошли на нет, но появился «Сад гениев», и здесь Дмитрий тоже стал завсегдатаем.
Из культмоментов этого года больше всего запомнился активный спектакль «Толстого нет». В этой постановке зрители переставали быть наблюдателями и становились частью действа. Отвечали на вопросы и переживали вместе с графской семьей. Из программы прошлого года Дмитрий вспоминает постановку «Человек, который смеется»
«Глоток свежего воздуха и новый взгляд на знакомые сюжеты. Словом, -резюмирует Дмитрий, - Ясная поляна остается не просто усадьбой Толстого, это не стены и не парк, а земля, которая как магнит притягивает творчество, будь то проза, драма или мелодия».
Смотрите также:
- Воспоминания и мечты. Вера Полозкова прочитала стихотворения в Ясной Поляне →
- Романтик и «побеждённый учитель». Почему Жуковский женился только в 58 лет →
- Толстой для каждого. Как международные проекты страдают из-за политики →