Бывший режиссёр Тульского театра кукол Игорь Москалёв о куклах, людях и культуре

   
   

Некоторые сравнивают Москалёва с Дон Кихотом: если герой Сервантеса воевал с ветряными мельницами, то Игорь Михайлович борется за ещё более фантомный театр. Но надо всё же смотреть шире: борьба идёт не просто за театр - за культуру в целом.

О надеждах. Несбывшихся?

 Эта история началась давно. В конце 1980-х годов задумали делать главную городскую площадь - и тогда театру кукол грозила участь сноса. Мы только отпраздновали 40летие театра - я тогда был его главным режиссёром, - и нас должны были выселять. Спасибо моему учителю Сергею Образцову, спасибо Сергею Михалкову, который тогда был председателем российских детских театров: я к ним ездил лично, и они написали письмо первому секретарю Тульского обкома КПСС Ивану Юнаку. И решение о сносе придержали, но запланировали строительство на его месте 28этажной гостиницы.

Такому старинному городу, как Тула, нельзя прицеплять череду бесконечных торгово-развлекательных центров - это самые настоящие паразиты! В давние времена была единственная доминанта - колокольня. Но её взорвали в то самое время, когда всё взрывали. И всё же вернулись к тому, от чего ушли: строят колокольнюто! Как построят, всё вернётся на круги своя.

«АиФ в Туле»: - Построят, если денег хватит...



И.М.: - Построят: думаю, такой руководитель, как Груздев, знает, где у него козырные ходы. Сколько уже денег вложено в Музей оружия! Правда, при этом в залах, когда проходят заседания, не слышно ничего: акустика плохая.

Конечно, наляпано уже много. Чего только стоят уродины «Гостиный двор» и «белый дом», которые уничтожили все пропорции по отношению к кремлю. В Туле когда-то был Летний театр. Глухой забор в Садовом переулке, который не даёт обойти кремль вокруг, возник только перед войной, я мальчиком там гулял. Всё, что сделали с Тулой сейчас, это очень горько…

«АиФ в Туле»: - Тем не менее нового театра кукол уже точно нам не ждать.



И.М.: -  То, чем всё закончилось и что сейчас происходит, - это величайшее морочение голов, нежелание драться за театр представителей власти, отвечающих за культуру. Мы, архитекторы и проектанты, пять лет боремся за это здание. На кого мы только ни выходили, пытаясь сохранить театр, доказывая, что это целесообразно, ведь цел фундамент и он в хорошем состоянии.

«АиФ в Туле»: - Но и старое здание театра реконструировать не смогли?



И.М.: -  К нему хотели сделать пристройки. Одна должна была пойти в сторону проспекта, но возник «Парадиз» и планы испарились. Другая пристройка должна была пойти по Советской - но рядом началась новая стройка, которая даже на крышу театру залезла. Мы реальные люди и прекрасно понимаем, что никто не будет из разрушенного театра делать кукольный.

Что сейчас не делает областной департамент культуры во главе с Татьяной Рыбкиной? В одной из телепрограмм на данную тему мы с ней выступали оппонентами. Рыбкина сразу сказала, что музыкального театра быть не может. А до этого мы написали три письма Груздеву, он все их переводил Татьяне Вячеславовне. На одно из писем она нам ответила, что вопрос нецелесообразен.

Древний туляк



 Я древний туляк и нашёл в архиве информацию о том, что в Туле в 1939 году планировалось строительство театра оперы и балета на 1600 мест, он должен был начать функционировать в 1942 году. Уже летом 1942 года сюда прислали на гастроли театр оперетты из Петрозаводска. И в 1944 году сюда перевели музыкальный театр из Саратова. Своей площадки у них так и не появилось. Вскоре труппа уехала в Воронеж, и судьба города изменилась. Теперь там знаменитый театр оперы и балета, прекрасный институт искусств. Такой же путь могла бы проделать и Тула, если бы добились в Москве дальнейшего строительства театра.

Я в культуре работаю уже 56 лет. Многое происходило на моих глазах. Были ловкие мальчики в механическом, а потом в политехническом институте, которые быстро становились комсомольцами и занимали руководящие места в городе. Как было сложно сдавать спектакли, когда приходили комиссии из обкомов и горкомов, в которые они входили. Какая цензура была!

«АиФ в Туле»: - Когда было труднее - тогда, с цензурой, или сейчас без неё?



И.М.: -  И так, и так плохо. Сейчас ужасно! Раньше бывало, что хорошие пьесы не пускали. Только столичные театры могли ставить некоторых драматургов. Как-то мне дали задание поставить спектакль революционной тематики. Отвечаю: «Нет такой темы в нашем условном искусстве».

Сергей Образцов блистательно поставил «Сказку о потерянном времени». Администрация недолго думая посвятила её очередному юбилею - кажется, Октябрьской революции. И только авторитет позволил выкрутиться ему из этой ситуации.

Наполнять культуру Толстым

«АиФ в Туле»: - Если б вы стали сегодня руководителем областного управления культуры, какие решения были бы первыми?



И.М.: -  В областное управление культуры я попал в страшное время, в январе 1992 года. У нас была главная задача - сохранить, чтобы не «прихватизировали». Мы составили огромное количество охранных списков по всей области. Открыли три музея в Дубне, Плавске, Епифани.

Сейчас я бы приложил усилия для создания высшего учебного заведения, института искусств. Конечно, я понимаю, как происходило кадровое наполнение нынешнего правительства области. Программы претендентов брались из Интернета. Татьяна Рыбкина, не стесняясь, как-то сказала, что видела лишь одну роль Софьи Сотничевской. И этот человек решает судьбы тульской культуры? Я работал в филармонии 12 лет и видел, как выходила на сцену великая Лидия Бондаренко, держа своей магией весь зал, и как выходила Татьяна Рыбкина, читая только по бумажке…

Если бы я сейчас руководил культурой, обязательно бы создал Тульский маршрут Льва Толстого. Культура должна наполняться Толстым.

Раньше мне помогала жена, Людмила Александровна Москалёва, главный редактор Приокского книжного издательства. Мужья должны уходить раньше жён. Моей жены нет уже три года, если бы вы знали, как тяжело! Я жил как у Христа за пазухой, а теперь не с кем поговорить.

Смотрите также: