За 2 238 дней война унесла жизни более чем 15 000 советских солдат и офицеров. Сегодня военные историки, политики, журналисты и политологи спорят о том, что дала эта война Советскому Союзу. Одни считают, что это была освободительная операция, другие пытаются показать Советский Союз в качестве захватчика и оккупанта. Но, несмотря на все разногласия, память об этой войне жива. У народа, который не знает историю своей страны, нет будущего. Афганская война – часть российской истории, её героическая страница.
«Сейчас многие говорят о том, оправдано ли было наше присутствие в Афганистане, - рассказывает директор филиала «Музея Памяти и Славы ветеранов боевых действий Тульской области», ветеран Афганской войны, Вячеслав Синицын, - Тогда была другая страна, другая армия, другой мир. Дошло до того, что сегодня западная пресса называет «афганцев» чуть ли не оккупантами. Я могу сказать только одно. Мы выполняли свой воинский долг и выполнили его до конца. И сегодня ни мне, ни другим ветеранам той войны не стыдно посмотреть людям в глаза и рассказать о том, что там было».
Идея о создании музея Афганской войны родилась давно – ещё в 90-х годах, когда Российский Союз Ветеранов Афганистана ещё только формировался. Сегодня эта общественная организация, имеет отделения практически в каждом городе нашей страны.
Тульский музей начал свою историю в 2007 году. Идея создания музея принадлежала ветеранам-афганцам Вячеславу Синицыну и Александру Алышеву. Они же начали собирать экспозицию, принеся из дома вещи, привезенные из Афганистана.
Тульский музей Афганской войны находится в самом центре города – на улице Советской. Железная решетка, небольшой холл. Обе стены снизу доверху завешаны фотографиями. Это снимки туляков, погибших в локальных конфликтах. Большинству из них не исполнилось и двадцати - совсем мальчишки. Рядом с фото – сухие биографические строчки: «Родился, служил, погиб…» Под каждой фотографией – ордена: Красной Звезды, Мужества, медали «За отвагу».
Каждого посетителя музея встречает направленная на входную дверь пушка. Выглядит она так, как будто приехала сюда со съемочной площадки какого-нибудь исторического фильма про Бородинскую битву – деревянные, обитые листовым железом, колёса, массивный литой ствол. Несмотря на свой откровенно «антикварный» вид, это грозное оружие. Мортира была захвачена бойцами ремонтного батальона ВДВ во время одной из боевых операций. Из неё моджахеды обстреливали колонны советских войск. Несмотря на то, что пушка уже устарела, её заряда вполне хватало для того, чтобы вызвать горный обвал и заблокировать узкую горную тропу.
Сам музей – небольшая комнатка на 10-12 квадратных метров. На стенах, завешанных маскировочной сетью – десятки уникальных фотографий, отражающих боевой путь туляков в Афганистане. Наверху - фотопанорама под названием: «Афганистан – Панджшер – Анава». Топографические карты, письма, плакаты… Все эти вещи были переданы музею туляками – «афганцами», ветеранами Великой Отечественной Войны, участниками боевых действий в Чечне. По углам – два манекена. С левой стороны -советский солдат в песочной форме-«афганке» с автоматом Калашникова. Справа - типичный «душман» в просторном восточном костюме, чалме, с гранатометом «Муха» через плечо, с бородой и в очках-«авиаторах», чем-то неуловимо похожий на Салмана Радуева. Среди прочих экспонатов – снаряды, патроны, гранаты, мины всех образцов – от стандартных противопехотных, реагирующих на давление, до коварных «лягушек» - при нажатии такая мина «подпрыгивает» на высоту около полметра и взрывается, рассекая осколками всех, кто оказался рядом в радиусе 20 метров.
«Наш музей – это, прежде всего, память, - делится Вячеслав Синицын, - Кто-то сказал хорошую фразу: «История России – это история войн». Это правильно. И забывать эту историю нельзя. Кроме того, музей – своего рода «отдушина» для ветеранов боевых действий. Бывает, приходит парень – взгляд отрешенный, «стеклянный», лицо – как маска. Я веду его в музей, и оставляю его там минут на 20. Он сидит, рассматривает вещи, перебирает фотографии, вспоминает. И выходит оттуда совершенно другим человеком – каким-то «ожившим», что ли. Не знаю, как сказать… Или ещё пример. Все слышали термин «афганский синдром». Люди, побывавшие на войне, очень остро всё воспринимают. Вплоть до каких-то бытовых мелочей. Поссорился человек с женой, скажем, из-за разбитой тарелки, ушёл из дома… Приходит сюда, посмотрит, вспомнит, поговорит. И возвращается домой - нормальный и спокойный. И эта «отдушина» - самое ценное в музее. Экспонат, который нельзя увидеть и потрогать руками. К нам приходит много людей – за 5 лет существования музея экскурсии прослушали больше 5 тысяч туляков. Школьники, уходя из музея, обещают прийти снова и говорят: «Теперь я хочу служить в армии». А это дорогого стоит».
Смотрите также:
- Наш город богат историей и героями. Так почему же этого не ценят ни власти, ни сами жители? →
- Осколки судеб. Тульский историк о священной войне и «кровоточащих» яблоках →
- Вечный Огонь в Белёве: просьба ветеранов Великой Отечественной выполнена →