Без пыли и нафталина. Краеведческий музей сделали современным

Славянские костюмы. © / Полина Зубакова / АиФ

Тульский областной краеведческий музей – один из старейших хранителей истории. При этом современный и живой хранитель.

   
   

С высокотехнологичной экспозицией, презентациями, мультимедийными лекциями, мастер-классами, детскими интерактивными занятиями, молодежными программами, концертами, творческими встречами, семинарами и круглыми столами.

Сегодня в гостях нашей редакции специалист по экспозиционной и выставочной деятельности Тульского областного краеведческого музея - филиала Тульского музейного объединения Светлана Немова.

Немова С.Н. Фото: АиФ/ Полина Зубакова

За плечами – целый век!

Полина Зубакова, «АиФ в Туле»: Музею уже 104 года. Наверное, даже сама его история богатейшая…

Светлана Немова: Его история началась 18 мая 1919 года. В этот день в городе открылась художественно-историческая выставка с ценнейшими собраниями Палаты Древностей, организованной преподавателем Тульской Духовной семинарии Николаем Ивановичем Троицким. Представленные на ней предметы стали истоками современного пространства.

А спустя 58 лет, на очередном заседании Международного совета музеев в 1977 году, 18 мая был провозглашён Международным днём музеев. Получается, каждый год мы с сотрудниками и гостями отмечаем двойной праздник, один из которых – День рождения нашего культурного учреждения!

- В военные годы музей пришлось эвакуировать?

- Как только началась Великая Отечественная война, часть экспонатов вывезли в Курган, часть остались в Туле. Но и тогда в здании кипела жизнь. В мае 1944 года здесь была размещена выставка «Окна ТАСС». В экспозиции  - агитационные плакаты специального формата — размером 20х30 см, выпускавшиеся для партизан. Одна из наиболее известных работ – «Болтун — находка для шпиона».

С приближением Победы в 1945 году провели большой ремонт. Аммосовские печи полностью заменили на централизованную отопительную систему. В 1947 году открыли постоянную экспозицию: отделы природы, истории, социалистического строительства и, конечно же, Великой Отечественной войны. Наши ветераны делились историями о стойкости, мужестве и защите Родины. Представленные в выставочном зале военная форма, фронтовые письма и предметы вооружения переданы, по большей части, родственниками бойцов.    
   

- Как правило, музеи держатся на энтузиастах…

- Для нас это всегда не просто работа, а миссия по сохранению истории. Светлая память Вячеславу Ивановичу Ботю – старшему научному сотруднику Дома-музея Вересаева и директору нашего музея с 1957 до 1989 года. Он был человеком-энциклопедией. Знал историю области от корки до корки.

Евгений Маркович Полозов тоже был человеком обширных знаний, с 50-летним музейным стажем. Даже на пенсии не посвящал своё время и душу истории края и занял должность старшего научного сотрудника. Увлекался военной историей, много общался с местными ветеранами. Они стали большим примером для всех сегодняшних сотрудников.

Закулисье

- А где вы находите экспонаты и какие особенно интересны?

- В постоянной экспозиции их 4,5 тысячи, а всего– около 150 тысяч. Пополняется фонд благодаря тулякам, которые хотят показать народу вещи предков.

А мы для сохранения предметов следим за уровнем влажности, поддерживаем температурный баланс в помещении. Часть экспонатов достаточно хрупкая. Пропитываем их специальными растворами и держим в тёмных помещениях, так как ультрафиолет губительно влияет на органику. Иногда даже собираем по кусочкам. Для более кропотливых работ у нас есть фондовое хранилище, где реставраторы каждый день следят за музейными объектами.

Больше всего ухода требуют книги и останки древних обитателей.

Отпечаток папоротника. Фото: АиФ/ Полина Зубакова

Радует, что современные технологии позволяют учёным воссоздать более-менее полную картину прошлого и сохранять то, что найдено. Для этого используются химический анализ, электронная микроскопия и медицинская томография.

Очень интересны полезные ископаемые с отпечатками древних животных, растений. Большая часть найдена на территории Пятницкого карьера. Мне особенно нравится камень с отпечатком раковины головоногого моллюска-стопотарелочника.

Отпечаток раковины стопотарелочника. Фото: АиФ/ Полина Зубакова

Если посмотреть на него, сразу возникает ассоциация со стопкой посуды. Интересен и маленький отпечаток древнего папоротника, найденный одним из сотрудников музея рядом с Козловой засекой.

Гостей очень впечатляют находки Кайнозойской эры, подаренные нашему музею московскими палеонтологами. В своё время они нашли целую тушу мамонта, которую сберегла вечная мерзлота. Нам привезли кусочек шерсти, который в умеренной полосе давно бы разложился под воздействием температур и нестабильных погодных условий.

Хранятся у нас и изделия тульских мастеров, прославивших регион. Ружья, часы из частных мастерских, удивительные дверные ручки со вставками из цветного стекла, украшавшие дома состоятельных туляков, резные формы для пряников. Самые маленькие из них использовались для традиционных десертов тульского края – жамок.

Мужчины интересуются станком для обточки оружейных стволов, изобретённый инженером Батищевым. Но для меня главная фишка второго зала – в тульских самоварах: «шар», «ваза» и «рюмка». Все металлические сосуды, производившиеся на наших фабриках, выигрывали призы и признавались произведениями искусства.

Станок для обточки стволов. Фото: АиФ/ Полина Зубакова

Некоторые посетители интересуются: а зависит ли вкус напитка от вида самовара? Нет. Важную роль играет качество ингредиентов.

Сувенирные самовары. Фото: АиФ/ Полина Зубакова

-  У вас же есть и предметы из русских изб?

- Конечно. Ткацкий стан, прялка, кружева и деревянная колыбель младенца.

Евгений Полозов, Вячеслав Боть и другие наши сотрудники выезжали в этнографические экспедиции: общались с людьми и изучали сохранившиеся костюмы. Гости нередко нас спрашивают: «Неужели Вы сами всё это шили?»

Это дело рук настоящих русских мастериц! Это подарили нам жители края, с любовью и заботой хранившие наряды бабушек, дедушек. Доставшиеся от них славянские костюмы отличаются большим количеством элементов, преимущественно красного цвета. Непременным атрибутом женского образа были височные кольца – особые головные украшения, представлявшие собой небольшие, обычно полукруглые плоские или объёмные пластины с широким ушком для подвешивания.

Есть у нас сундук с приданым юной невесты.

«Я курочка-хохлушечка, сперва была глупушечка, а нынче по двору хожу, цыплят вожу, хозяину прибыль ношу», - так «говорит» курочка, изображённая на его деревянном корпусе с резными коваными петлями.

Размер приданого во многом определял популярность красавицы у противоположного пола. В сундуках было всё, что могло пригодиться дочери в будущем доме мужа: полотенца, перины, одежда, бельё, разная кухонная утварь, украшения. Многие вещи невеста шила сама до замужества.

-  Расскажите про редкие экспонаты.

- В нашей обширной коллекции есть напечатанные на пергаменте книги, датируемые XV веком.

А также массивная необычной формы баллотировочная машина. Её использовали для проведения выборов в гордуму или присяжных поверенных в суды. Избиратели опускали в машину шары в отделение «за» или «против», после чего аппарат вёл подсчёт голосов. Счётчики открывались в конце голосования.

Есть чёрно-белые фотографии туляков. Среди них – купец-меценат Дмитрий Ваныкин, в честь которого названа одна из главных больниц города на ул. Первомайская. Жители оружейной столицы очень любили фотографироваться. Многие из них были самоучками, в результате чего фотодело превратилось в местное хобби.

Фотографии туляков. Фото: АиФ/ Полина Зубакова

- А в одной из комнат у вас живёт маленькая «Жар-птица»…

- В зале основной природной экспозиции выставлены чучела животных, которых когда-то или сейчас можно увидеть в области. Птица, о которой вы говорите, известна как золотистая щурка. Она любит лакомиться жалящими насекомыми: осами, шмелями, пчёлами. Поймав заветное лакомство, птичка бьёт его о твёрдую поверхность и тщательно раздавливает, чтобы жало при проглатывании случайно не впилось в пищевод. Маленькая, да удаленькая охотница!

Но не только её можно увидеть в нашей экспозиции. Один ястреб, хватающий несчастную лисицу, чего стоит! Никогда бы не подумала, что эта птица настолько большая…

Ястреб, хватающий лисицу. Фото: АиФ/ Полина Зубакова

А тем временем

…В тульский музей изобразительных искусств пришёл студент, говорит:

- Прохожу практику. Надо снять видеосюжет о каком-нибудь музее. Ваш – один из самых известных.

- Так о нас и сюжетов много. А в краеведческом был?

- Фу. От краеведческих нафталином и скукой пахнет.

- Сходи. Не подойдёт, поможем с нашим.

Вернулся через неделю, восторженно:

- Какой музей! Столько интересного! Классный сюжет снял!