В нашей области активно развивается туристическая сфера. Увеличивается турпоток, строятся гостиницы, открываются кафе и рестораны. И то, что сделано сейчас для привлечения туристов, не точка. Будут новые гостиницы, идеи и возможности.
Однако во всей этой красивой истории есть и другая сторона. И если сегодня эта проблема заметна для небольшого количества людей, то вскоре может стать ощутимой. Потому мы посмотрели, насколько наша туристическая сфера готова к приезду путешественников-инвалидов. Насколько удобны для них культурные объекты, магазины, транспорт.
Тяп-ляп и готово
На заре реализации госпрограммы «Доступная среда» исправлять один из явных пробелов в деле заботы об инвалидах - нехватку пандусов, взялись, конечно, рьяно. Но наряду с грамотным подходом к решению этого актуального вопроса началось и что-то из разряда «сикось-накось».
В некоторых случаях принятие мер и заканчивалось традиционной показухой: внешне всё вроде бы благопристойно, а как к делу - никуда. И попасть инвалиду-колясочнику в иные магазины, учреждения и организации с приспособленными кое-как пандусами по-прежнему было так же проблематично, как и без них.
Иногда и до смешного доходило. В Туле, например, лет десять назад в одной из аптек можно было столкнуться с «шедевром» инженерной мысли, когда вместо того, чтобы сделать пандус непосредственно напротив входной двери, что позволяла конструкция крыльца, его зачем-то соорудили сбоку. В результате, попадая на небольшую площадку перед входом, колясочнику нужно было сразу же на мизерном пятачке поворачивать налево, а затем через метр - направо, но так вырулить было невозможно, потому как развернуть коляску по необходимому радиусу и протиснуться в дверь не позволяло ограждение крыльца.Ещё было много нареканий из-за слишком крутых подъёмов пандусов и их скользкого покрытия, что превращало путь инвалида к «вершине» в дополнительное испытание. Не хватало в городе также, с точки зрения колясочников, нормальных съездов и тротуаров, и при пересечении улиц без посторонней помощи высокая вероятность «клюнуть носом» была для них как сама собой разумеющаяся.
Со временем ситуация с доступностью общественных мест для маломобильных групп граждан стала меняться в лучшую сторону. Вот и термин «инклюзивный туризм» прижился. Теперь у людей с ОВЗ появилось больше возможностей физически посещать музейные объекты и получать экскурсионное обслуживание наравне со всеми. В общем, всё вроде бы хорошо. Сами инвалиды всякие там недостатки уже вроде бы не так и замечают (это на фоне растущего к ним внимания) и рады тому, что есть, а уж новшествам радуются вдвойне. Некоторые способны даже в той самой капле негатива разглядеть для себя и некий позитив.
Инвалид-колясочник из Тулы Любовь Лапина за прошедшие пару лет с экскурсиями много где успела побывать и при этом, говорит, сталкивалась со всяким. В нашем регионе, по её словам, в плане доступности музеев всё вроде бы и неплохо, но вот, к примеру, в Богородицке прогуляться по дворцу Бобринских ей толком так и не удалось.
«Второй и третий этажи для колясочников там недоступны. Была только на первом. О том же, какие красоты выше, пришлось лишь догадываться», - поясняет Любовь.
А вот в музее-усадьбе А.Т. Болотова «Дворяниново», где сам музей тоже не для всех доступен, женщина решилась-таки на отчаянный шаг - в буквальном смысле.
«Я очень хотела попасть в этот музей, - признаётся она. - Сопровождали нас волонтёры - мальчики хлипкие, и они должны были заносить колясочников на руках, а так как я барышня достаточно тяжёлая, мне стало жалко волонтёров, и я решила рискнуть - подняться по ступенькам самостоятельно. И получилось, правда, парень меня поддерживал. С этого времени дома худо-бедно, но сама поднимаюсь по крыльцу со ступеньками к себе на 1-й этаж».
Любовь стала инвалидом в 2011-м после ДТП, и её диагноз не приговор. Сейчас женщина проходит лечение с перспективой возвращения в строй, поэтому её поступок показателен лишь в плане индивидуальной реабилитации, и вряд ли его можно приводить в пример, как подсказку решения проблемы доступности музеев и самооздоровления.А посему некоторые из них для инвалидов-колясочников и поныне с заколоченными окнами, как, например, музей самоваров в самом эпицентре туристической Тулы. Там доступен только первый этаж, и то с оговорками. Вот и в «Ясной Поляне» колясочники могут беспрепятственно лишь по территории усадьбы погулять, а внутрь помещений без посторонней помощи ни-ни.
Конечно, всё объяснимо - не все музеи можно приспособить под доступную среду, потому как здания строились во времена, когда об этом ещё мало задумывались, и спланированы так, что сегодня организовать пандус там просто невозможно, либо на то есть другие объективные причины. Хотя некоторые действуют им вопреки и находят выход, точнее, вход.
Например, здание в Центральном парке, где нынче базируется экзотариум, появилось, конечно, в не столь незапамятные времена, как некоторые другие на тульском туристическом маршруте, но тоже без учёта всеобщей доступности, однако возможность исправить просчёт была всё же найдена.
На первый взгляд, путь в экзотариум для колясочников заказан - никаких пандусов у парадной и не видно. Зато есть указатели, приглашающие их проследовать по стрелке, то есть к так называемому чёрному входу, который и приспособили для комфортного проникновения в здание маломобильных граждан. Более того, даже подъёмник на второй этаж для них имеется. И, конечно же, проблема доступности напрочь отсутствует в современных зданиях, как, например, в так называемом «шлеме» - музее оружия.
А учитывая растущий интерес туристов к нашему региону, есть надежда, что во всех культурных заведениях будут найдены варианты для их посещения инвалидами и из области, и из других регионов России.
Комментарий
Руководитель автономной некоммерческой благотворительной организации «МОГУ!» Артём Муницын:
«Сегодня самая больная тема для туризма инвалидов в Туле - транспорт. С ним очень плохо. В 2018-м администрация города закупила специальный автобус, но с тех пор он так и остаётся единственным. Каждый год перевозит порядка двух тысяч человек. Это катастрофически мало по отношению к тому количеству людей, которые в этом нуждаются. С ежедневными перемещениями по городу всё гораздо проще - все автобусы имеют пандусы. Есть и социальное такси, но это если нужно попасть на работу или в поликлинику, а вот на экскурсии эти машины не возят.
Как такового туризма для инвалидов в виде проекта, выделенного из общей программы социализации людей с ОВЗ, не существует. Но, размышляя о доступности, следует подразумевать не только колясочников, но и людей с нарушением зрения и слуха. Речь об универсальной среде, в которой человек с любыми ОВЗ чувствовал бы себя комфортно и ему всё было доступно и понятно.
Так, к примеру, для незрячих крайне необходима система тифлокомментирования, но с оснащением таковой в музеях региона непорядок. Оборудование, конечно, дорогое, но, скажем, в Тульской областной специализированной библиотеке для слепых оно есть и успешно эксплуатируется, привлекая посетителей с нарушением зрения на различные выставки и показы фильмов.
Нельзя сказать, что в госорганах для развития инклюзивного туризма никто ничего не делает. Есть общая концептуальная госпрограмма «Доступная среда», закрепляющая положения в том числе и по инклюзивному туризму. Но есть и интересные примеры в некоторых регионах, где предпринимаются дополнительные усилия для развития этого направления. Как правило, этим занимаются НКО, а кое-где подобные программы приняты и на уровне местных правительств, но такие примеры единичны.Кстати, наша организация планирует провести Форум по развитию инклюзивного туризма в Тульской области и пригласить на него представителей власти».