Примерное время чтения: 7 минут
130

Взрывной патриотизм. А. Лепёхин о героях, сарказме школьников и беспамятстве

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. "АиФ-Тула" 18/10/2023
Александр Лепехин / Из личного архивa

Писатель и краевед Александр Лепёхин выступает перед молодой аудиторией в режиме «постоянно» и крайне одержим идеей достучаться до сердец молодых.

Отнудились

Олег Бондарь, tula.aif.ru: Александр Никитович, патриотическое воспитание порою ассоциируется с чем-то обязательным, но не очень занимательным. Можете это опровергнуть?

Александр Лепехин: По-разному бывает. Всё зависит не от того, кто этим занимается, а от того, кто этим хочет заниматься. Если человека просто назначают на это дело, то это формальный подход, галочка. Тогда и отношение к тому, что он делает, получит соответствующий отклик. Конечно, это будет неинтересно и скучно. И другое дело, когда человек сам горит желанием донести до ребят что-то очень важное, что его изнутри по-настоящему волнует.

- Простите, а на уроки мужества у нас разве назначают?

- Ну если это завуч по воспитательной работе... Он же не выдвиженец, на эту должность ведь назначают. В его обязанности и входит, по крайней мере, организация таких мероприятий. Когда меня приглашают на уроки мужества в школы или колледжи, стараюсь проводить их неформально и рассказывать гораздо больше того, что лежит поверхности.

Вот, к примеру, оборона Тулы. Без ложной скромности скажу, что с моей подачи представление о ней за последнее время несколько изменилось. До этого многие активно участвовавшие в обороне города были вынесены за скобки. Откуда это повелось - не знаю. Даже Александра Мельникова - командира бригады войск НКВД, которая в Туле размещалась, практически не упоминали, ну разве только вскользь. Думаю, за этим стоял какой-то злонамеренный умысел, ведь Мельников был комендантом города и занимался в том числе дезертирами и теми, кто от призыва увиливал. Видимо, кого-то задержали и, несмотря на просьбы «уважаемых» людей, расстреляли как дезертиров. Большая обида кроется за этим. Тем не менее, именно благодаря Мельникову были построены всем известные оборонительные укрепления. Доходило до того, что он окружал рынок, строил продавцов и покупателей и организованно отправлял на строительство оборонительных сооружений.

И ещё: все знали об огромной роли зенитчиков при обороне Тулы, но не все знают, что основную артиллеристскую поддержку у нас обеспечивал 447-й корпусной артполк, отступивший от самого Бреста...

Фото: Из личного архивa/ Александр Лепехин

На уроках, как на войне

- Вот вы сейчас сразу и очень много информации выдаёте. Что и на уроках мужества так же?

- Ну, конечно. А вообще схема такая: демонстрирую через проектор снимки и комментирую. Стараюсь коротко, но всё зависит от аудитории. Форма подачи информации разная. Старшим стараюсь делать упор, например, на тактико-технические данные вооружения или манёвры подразделений - им уже это интересно. С младшими надо быть попроще, так чтобы было больше конкретного действия обозначено и у них выстраивался определённый событийный ряд. И всегда вспоминаю высказывание писателя Алексея Толстого о том, что никого нельзя заставить даже самые интересные вещи познавать через скуку.

- Ну и как считаете, удаётся ли вам не для галочки уроки проводить?

- Скучающих, как правило, не бывает. Правда, некоторые поначалу могут и с сарказмом воспринимать, но потом это у них как-то само собой куда-то девается, и они уже начинают увлечённо слушать. Меня часто предупреждают, что дети больше двадцати минут такого урока не выдержат, а на деле выходит, что и больше часа внимательно слушают, а потом ещё и вопросы начинают задавать. Больше всего интересуют предыстории поступков, то есть, как бойцы смогли подготовит себя к той или иной ситуации. Всё, как всегда, ведь каждый ребёнок играет «в войну» и когда слышит рассказ о реальных событиях, невольно проецирует их на себя и задаётся вопросом: как бы он повёл себя на месте бойцов. И тогда уже не важно, как они попадают в те ситуации, важно то, как они из них выкручиваются. Идёт накопление внутреннего опыта.

«Мерседес» от Сталина

 - А как насчёт разрыва поколений? Чувствуется?

- К сожалению, да. Общаясь с сегодняшними школьниками, порою приходится сталкиваться с полным незнанием основных вех Великой Отечественной, да и просто событий тех лет. Некоторые даже имён военачальников не могут назвать, не знают и многих героев, в том числе и наших земляков, которые самоотверженно защищали Родину. А ведь таких у нас очень много.

К примеру, лётчик-штурмовик Василий Московкин, который закончил войну в должности замкомандира штурмовой авиационной дивизии. Он был награждён более чем десятью орденами, в том числе и одним американским. Прославился и тем, что поднимал в воздух девятку штурмовиков и отправлялся на задание, будучи уже раненым в грудь. Когда он после вылета приземлялся, его теряющего сознание приводили в чувство, а он потом опять в воздух - по три вылета в сутки делал. Его и к званию Героя Советского Союза представляли, но после того, как в расположение части приехал инспектор-лётчик ВВС Василий Сталин и подарил Василию Московкину свой «Мерседес», посчитали, очевидно, что с него и этого хватит.

С 1960 года по 1994-й Василий Степанович работал в тульской школе №4 учителем труда, в тот период учился там и я. Помню, когда Василий Степанович на 20-летии Великой Победы пришёл в школу в кителе со всеми своими орденами и медалями, мы все были просто в шоке от восторга...    

В той же школе учился и будущий Герой Советского Союза Николай Гаврилович Серебряков - лётчик бомбардировочной авиации. Он участник трёх войн - Гражданской в Испании, советско-финской и Великой Отечественной.

А имена некоторых наших героев-земляков мы всё ещё продолжаем только узнавать. Так, в Дедилово был найден Орден Боевого Красного Знамени - случайно в огороде. Я по номеру установил хозяина награды. Это Дмитрий Иванович Голиков - старший лейтенант, командир штрафной роты. Пять орденов у него. Он служил на границе с Литвой, а потом оказался в Ленинграде и всю блокаду защищал город.

Фото: Из личного архивa/ Александр Лепехин

Не время расслабляться

- Темы СВО на уроках мужества касаетесь?

- В той или иной степени, безусловно. Специальная военная операция стала своего рода катализатором патриотизма во всём обществе. Чувство это заметно усилилось. Только у некоторых это начинает происходить лишь после того, как рядом что-то рванёт. Довелось наблюдать, как у некоторых была и грудь колесом, и пальцы веером, если речь заходила о СВО, мол, зачем нам всё это надо и так далее. А после того, как в «Москва-Сити» рвануло, они вдруг сразу такими патриотами стали, что диву даёшься.

С подобным столкнулся в мемуарах о Великой Отечественной, где один товарищ вспоминает, как тяжело было что-либо собрать в помощь для армии. Автор пишет, что все нудили, пока немец вплотную не подошёл. А уже после того, как его отогнали, эти же люди стали отдавать в войска последнее. Это называется: пока петух жаренный не клюнет - мужик не перекрестится. 

Сегодня сама ситуация заставляет людей определиться, сделать внутренний выбор и действовать в этом направлении. Происходит этот процесс и у молодых. Ещё каких-то лет десять назад такого не наблюдалось, мы были в этом смысле расслабленными.

Досье
Александр Лепехин. Родился 10 февраля 1954 года в Туле. Окончил Ленинградское пожарно-техническое училище МВД СССР и Всесоюзный юридический институт. Работал научным сотрудником в НИИ противопожарной обороны. Ветеран боевых действий. Член Союза казаков России. Историк и краевед. Автор книг о селе Дедилове, Туле и Тульском крае. Член-корреспондент Международной педагогической академии.​

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах