Примерное время чтения: 9 минут
311

Сказка ложь, да в ней намёк. Любимые персонажи известных туляков

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. "АиФ-Тула" 28/12/2022
Антонина Афанасьева / Коллаж АиФ

Любимый сказочный герой может многое рассказать о самом человеке. Но мы не делали никаких выводов, а просто спросили: «Кто?» А психолог прокомментировал, но не каждый ответ, а тему вообще.

Брутальный и добрый

Художественный руководитель знаменитой «Табакерки» и Московской театральной школы Олега Табакова, народный артист России Владимир Машков родился, по его собственному признанию, фактически во время спектакля Тульского театра кукол, в котором работали его родители: мама, Наталья Ивановна Никифорова, была режиссёром, а папа, Лев Петрович Машков, - актёром. Так что будущая знаменитость воспитывался исключительно в «сказочной» атмосфере и неплохо разбирался не только в сюжетных подробностях спектаклей, но и знал их подноготную.

«С самого детства я был свидетелем споров на различные театральные темы, которые продолжались у нас дома с утра до ночи. К примеру, однажды пришлось выслушивать, как родители на полном серьёзе и очень долго выясняли, куда Буратино должен был пойти, а куда не должен», - вспоминает Владимир Машков.

А своим любимым сказочным героем популярный актёр и режиссёр называет главного злодея «Золотого ключика» - Карабаса-Барабаса. «К этому персонажу я относился по-доброму, потому что в театре его играл мой папа. Несмотря на должность, Карабас был для меня вовсе не злым, а очень даже обаятельным», - поясняет Владимир Львович.

Теперь можно предположить, почему брутальные кинообразы, созданные Машковым, в глубине души (где-то очень глубоко) отнюдь не монстры, а вполне себе человечные.   

На зарядку с баночкой варенья

А вот министр спорта Тульской области Дмитрий Яковлев признался, что в детстве с искусством театра кукол был знаком мало.

«Родители, к сожалению, не привили мне любовь к театру кукол и в детстве я бывал там всего, по-моему, пару раз, - сообщил чиновник. - Это учреждение ассоциируется у меня скорее с долгостроем в центре города (зданием «нового» театра кукол, ныне снесённым - прим. авт.), нежели со сказочными героями».

Между тем, любимые персонажи у будущего министра спорта Димы Яковлева, конечно же, были - из советских мультиков. И, зная о направлении его теперешней деятельности, нетрудно догадаться из каких.

«Был такой советский мультфильм о хоккейном матче, в котором команда положительных героев играла с командой персонажей с такими большими смешными носами («Матч-реванш» - прим. авт.). Там ещё перед матчем фигуристы на льду танцевали. Классный мультик. Мне он очень нравился», - признался министр.

При этом, несмотря на свою некую отдалённость от творческой жизни детских театров, Дмитрий Николаевич считает, что их репертуару неплохо бы новый импульс придать.

«Нужны постановки на спортивную тематику. Популяризировать физкультуру и спорт нужно везде, и начинать - с детских театров. Мне кажется, в этом направлении можно придумать много и много чего интересного. Обязательно поговорю об этом с нашим министром культуры», - пообещал главный в области по спорту.

Поговорил или нет - пока неизвестно. Но у самой главы минкульта Татьяны Рыбкиной любимым героем в детстве был персонаж весьма далёкий не просто от спорта, но и от хорошей физической формы как таковой. Хотя при этом и считал себя мужчиной в самом расцвете сил.

«Мне всегда нравился Карлсон, который живёт на крыше. Этот персонаж обладает огромным чувством юмора. Он такой искромётный, позитивный и неунывающий, но при этом в душе тонкий и ранимый. На мой взгляд, все положительные качества, которые могут вызывать уважение, присутствуют в этом сказочном герое», - считает Татьяна Вячеславовна.

Крутые парни из сказок

А вот министр молодёжной политики Тульской области Алексей Давлетшин, назвал героя из сказки не столь известной, по крайней мере среди нынешнего поколения любителей анимационного кино.

«Был такой армянский мультик «Делай добро и бросай его в воду» («Ух ты, говорящая рыба» - прим. авт.). Главный герой там - Рыба, которая превратилась в человека и пришла спасти деда... Не помню, как его зовут. Но мультфильм отличный», - поделился давними впечатлениями Алексей Фаритович.

Министр также вспомнил и культовый советский мультфильм «Дед Мороз и серый волк». И там тоже спасение. Но на этот раз чудеса отваги и благородство демонстрирует уже не Рыба, а другой его любимый персонаж - Снеговик, которые спасает зайчат, а заодно и сам Новый год. Алексей Давлетшин называет Снеговика «крутым парнем».

Героические сказки прельщали в детстве и депутата облдумы Юрия Цкипури. Особое восхищение вызывал образ Ивана-Царевича. И не просто сам по себе, а именно на Сером Волке. Да ещё и с выкраденной невестой - Еленой Прекрасной.

«Это настоящий русский человек - герой во всех отношениях положительный: честный, мужественный и сильный духом. Он не побоялся в дальних далях выкрасть свою любовь и увезти с собой на волке. Поэтому Иван-Царевич и стал моим любимым сказочным героем», - объяснил Юрий Иванович.

А вот персонаж номер один Екатерины Толстой подобным буйством эмоциональных красок не отличается и по своему складу ближе к домашнему уюту, нежели к отчаянным приключениям.

«Это, конечно же, Дедушка Мороз, потому что дети всегда ждут подарков и чудес, а он их всегда дарит, - говорит директор музея-усадьбы Льва Толстого. - Это уже потом узнала, что эти подарки родители подкладывали, а тогда была в полной уверенности: это Дед Мороз обо мне не забывает. Каждое утро я подбегала к ёлочке и проверяла оставленные там мои «волшебные валеночки». И всегда с восторгом обнаруживала какой-нибудь пусть и маленький, но всё же подарок». 

Достаточно сложное отношение к одному из своих сказочных любимцев выстроилось в детстве у художественного руководителя Тульского театра драмы Дмитрия Краснова. Этот отчаянный персонаж вроде бы и нравился будущему актёру и режиссёру, но быть на него похожим ему вовсе не хотелось. Этот герой был не примером для подражания, а антипримером.

«Мне нравился Незнайка совсем не потому что он невежа и попадал в разные смешные истории. Чудо заключалось в том, что по своей сути он был очень добрым и никогда никому не вредил со зла, а делал так только из-за того, что не знал, как правильно. Незнайка стал для меня образцом того, как не надо делать», - пояснил Дмитрий Алексеевич.

Примечательно, что «абсолютно безвредный» персонаж стал для него одним из любимых не после просмотра мультфильма или чтения книги, а в результате регулярного прослушивания аудиозаписи.

«Дома была грампластинка с записью «Приключений Незнайки», которую я попросту заиграл, - признаётся режиссёр. - Сказку читала великая Мария Бабанова. Её странная манера говорить, интонации и сам голос меня просто завораживали. Я вырос на этой и других сказках в её исполнении».

Комментарий

Марина Мирская, психолог, бизнес-тренер: «Принято считать, что сказка становится любимой, благодаря содержанию. Это не совсем так. Многое зависит и от того, в каких условиях произошло знакомство с произведением, кто его представлял и какова степень доверия ребёнка к этому человеку. Есть и другие глубинные психологические причины, которые формируют отношение к определённой сказке как к некому образцу.

Благодаря сказке ребёнок получает первый безопасный жизненный опыт, а любимые герои становятся в определённом смысле ориентирами. Так называемый психологами жизненный сценарий, то есть неосознанный план жизни, прошивается ещё в детстве и отражает не только опыт родителей и прочее другое, но и полученные от сказок впечатления. И в дальнейшем ребёнок во многом старается походить на любимого героя, как бы перетягивая его историю на себя. При этом благополучным исходом это оборачивается не всегда.

К примеру, если в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» девочке импонирует сестрица, то не исключено, что потом всю свою жизнь она будет «находить» себе тех, кого нужно кормить, поить и содержать, то есть, постоянно о ком-то безоглядно заботиться, и кто будет попросту жить за её счёт.

Если в той же сказке кому-то нравится братец Иванушка, тоже в принципе неплохо. Ведь он же такой лапочка и у него масса хороших качеств... Но вместе с тем в нём зашита и беспомощность, ему постоянно нужно, чтобы его кто-то оберегал. И это поведение кодируется в сценарий мальчика, который в дальнейшем вполне может выбрать роль обузы на чьей-нибудь шее.

А вот почему тот или иной персонаж становятся для ребёнка любимыми - вопрос сложный и требует отдельного анализа в каждом индивидуальном случае. Но безусловно одно - любимый герой может помогать разбираться в сложных жизненных ситуациях, и даже во взрослом состоянии. В этом случае человек невольно представляет, как бы действовал этот персонаж на его месте. Вовлекаясь в такую фантазию, он потихонечку абстрагируется, смотрит на ситуацию под разными углами и решение может прийти само собой». 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах