Председатель комиссии Владимир Машков внимательно отнёсся к каждому мечтающему стать актёром школьнику, но предупредил: это профессия с нулевой гарантией.
Единственная и неповторимая
Московская театральная школа Олега Табакова (ТШТ) стала единственным в своём роде образовательным учреждением, существующим по схеме интегрированного среднего общего и высшего образования. Молодым людям предоставляется уникальная возможность начать свою профессиональную деятельность раньше сверстников, ведь за четыре года обучения после 9-10 классов они завершают в ТШТ курс общеобразовательной школы и одновременно проходят подготовку по программе вуза, и на выходе получают диплом о высшем образовании по специальности «Актёр драматического театра и кино». Такое не практикуется нигде.
Кроме того, студенты там не только учатся, но и живут, потому как заведение имеет статус школы-пансиона, то есть, предусматривает круглосуточное пребывание. Более того, всё это, включая питание, бесплатно.
«Ребята получают возможность обучаться и жить в центре Москвы на полном государственном обеспечении, - поясняет директор театральной школы Табакова Марина Самусева, - Мы реализуем экспериментальную образовательную программу, предоставляя самое раннее высшее актёрское образование. Желающих пройти такое обучение много, поэтому и конкурс у нас всегда большой - до ста человек на место».
По словам директора, обучение в школе проходит более чем интенсивно, что обусловлено длинным списком предметов. При этом, после основного курса занятий студенты занимаются ещё и самоподготовкой, традиционно ничем не заменимой при освоении будущими актёрами специальных дисциплин: мастерства актёра, сценической речи, движения, фехтования и т.д.
А чтобы студентам и жилось, и училось легче, в школе-пансионе работают кураторы, которые могут круглосуточно оказать помощь в решении не только профессиональных, но и бытовых вопросов.
Практически с первого курса ребята принимают участие в спектаклях «Табакерки», а все педагоги - действующие артисты театра.
Широка страна моя родная
Особенностей в организации работы Школы много, и трудно сказать какая из них главней. Отдельного внимания заслуживает система отбора будущих студентов. Не они едут к педагогам, а педагоги к ним. Этот принцип, как и практика раннего актёрского образования, был заложен ещё основателем Школы.
По словам художественного руководителя Театра и Школы Табакова, народного артиста России Владимира Машкова, педагоги отправляются даже в самые дальние уголки и проезжают страну буквально от Владивостока до Калининграда, потому как понимают: не у всех есть средства, чтобы самим приехать в Москву.
«Знаю это по себе, - говорит Владимир Львович. - Я родом из Тулы, но потом жил в Новокузнецке, и когда решил отправиться на учёбу в столицу, испытал большие финансовые трудности. Приходилось даже ночевать в метро и на вокзалах. А в наше жёсткое время выбор такой жёсткой профессии требует траты больших средств. Поэтому мы за свой счёт приезжаем на места и потом за наш же счёт приглашаем абитуриентов для дальнейших конкурсных процедур в Москву. В случае непоступления, обратную дорогу мы также оплачиваем. Поэтому это уникальная возможность для ребят попробовать себя».
При планировании поездок выбор падает прежде всего на города, в которых отборы ещё не проходили. Но есть уже и постоянные партнёры. И первым городом, который в своё время откликнулся на эксперимент и дал старт проекту, а потом (теперь уже трижды) становился площадкой для прослушивания, оказалась Тула.
На нынешние смотрины в Дом Дворянского собрания и со всей Тульской области и соседних регионов приехало порядка 100 претендентов. И все с горящими глазами.
Рисковое дело
Многие родители к намерению своих детей «пойти в артисты» относятся скептически. Они считают такой выбор ветреным, мол, продиктован он исключительно юношеским романтизмом, который вскоре может развеяться и оставить детей у разбитого корыта. Поэтому и желают им профессии «более серьёзной».
Другие взрослые откровенно не верят в успешность своих детей в этом деле. И не потому что считают их бесталанными, а потому уверены: даже несмотря на трудолюбие и усердие «места под солнцем» добиваются немногие.
Доля правды в этих рассуждениях есть. В пользу бесперспективности и зачастую ошибочное представление о профессии самих молодых людей, которые склонны оценивать лишь внешние её атрибуты и лоск.
«Конечно, в юном возрасте даже представить трудно, из чего состоит эта профессия. - обратился к присутствующим Владимир Машков. - Вы грезите о славе, деньгах и красоте. Всё это в профессии актёра есть, и может быть и у вас. Но может и не быть. Многое будет зависеть от вас самих. И от случая. Это извечная мука всех, кто хочет войти в эту профессию. Но никто не может гарантировать, что вы будете получать роли, что вы будете прекрасны через год. Это огромный труд и огромный риск. Конечно, это большой путь, но рискнуть стоит. Педагог только открывает дверь, а ученик входит сам».
Особенностей при предварительном отборе на 2023-2024 учебный год в ТШК никаких не было, юные дарования комиссия просматривала по отработанной годами программе. Отобранные молодые люди будут приглашены в Москву для участия в финальном конкурсе.
Владимир Машков признался, что выбираемые поступающими произведения - это худшее из того, с чем они приходят на прослушивание.
«Так как ребята зачастую берут информацию из интернета и набирают в поисковике: «что читают при поступлении», то получает самую распространённые подсказки. И тот же самый набор начинает крутиться вновь и вновь, - говорит худрук Школы. - Но это нас не беспокоит, потому что помимо этого мы с ними ещё и хорошо беседуем, а для распознавания это иногда даже интересней и полезней».
Актёрский курс набирается раз в два года по 24 человека, но к выпуску остаются не все - не выдерживают испытаний. Отчислений бывает много. Так, к примеру, приехавший в Тулу вместе с комиссией четвёртый курс, состоял уже лишь из 11 студентов.
«Поступить к нам сложно, но удержаться ещё сложнее, заметил Владимир Машков. - Поверьте, и нам тоже непросто распознать в молодых людях талант. Его невозможно увидеть сразу. Он очень пуглив, он скрывает себя. Талант - бесцветен. Он начинает расцветать только во время применения. Это как бриллиант, который при отсутствии света блестеть не будет. И наша задача его разглядеть».
Театральные споры
Владимир Машков, по его собственному признанию, родился фактически во время спектакля Тульского театра кукол, так что актёрство начал впитывать вместе с молоком матери - Натальи Ивановны Никифоровой, которая служила в этом театре режиссёром. Там же работал и папа - Лев Петрович Машков. Он был актёром.
«С самого детства и в Туле, и в Новокузнецке, куда мы потом переехали, я был свидетелем споров на различные театральные темы, которые продолжались у нас дома с утра до ночи. К примеру, однажды пришлось выслушивать, как родители на полном серьёзе и очень долго выясняли, куда Буратино должен был пойти, а куда не должен, - вспоминает Владимир Машков. - Воспитываясь в театральной атмосфере, был уверен, что готов к профессии актёра и что я очень способный. Очень! Но когда пришёл поступать в институт, меня не взяли».
Однажды пришлось выслушивать, как родители на полном серьёзе и очень долго выясняли, куда Буратино должен был пойти, а куда не должен.
Спустя какое-то время, Владимир Машков всё же стал студентом театрального, но не института, а училища - среднего специального в Новосибирске. Как говорит, по недобору мальчиков. А высшее образование получил позже в Школе-студии МХАТ, которую окончил в составе курса Олега Табакова. Потом стал актёром его театра, а в 2018 году - и художественным руководителем «Табакерки». В общей сложности освоению профессии в учебных заведениях будущий народный артист России посвятил восемь с половиной лет.
Впечатления детства, связанные с работой родителей в театре кукол, остались до сих пор, и своим любимым сказочным героем Владимир Львович называет главного злодея «Золотого ключика» - Карабаса-Барабаса.
«К этому персонажу я относился по-доброму, потому что в театре его играл мой папа. Несмотря на должность, Карабас был для меня вовсе не злым, а очень даже обаятельным», - признался Владимир Машков.