Примерное время чтения: 9 минут
634

Штраф за отказ и хорошие чаевые. История тульского курьера

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. "АиФ-Тула" 25/10/2023 Сюжет Студенты пишут - 2023
Кирилл Романов / АиФ

Летом многие старшеклассники и студенты ищут варианты заработать. Один из них — быстро освоить профессию курьера.

Особую популярность сфера доставки обрела в 2020 году, во время пандемии коронавируса. Многие поняли, как это удобно — заказать продукты, бытовую химию или товары для животных на дом. С тех пор никак не отвыкнут и количество заказчиков только растёт. Ищущие свободу в работе тоже оценили курьерство. Можешь сегодня выйти на смену, можешь нет. Сколько часов отработал, за столько и деньги получил. Не редко уже можно услышать шутливое: "Скоро курьеров на улице будет больше, чем обычных людей".

Встал и пошёл

Свою историю рассказала студентка кафедры журналистики Светлана Терновенко: «Я больше года работаю пешим курьером в известной службе доставки. Самый распространенный вопрос, когда знакомые об этом узнают, «сколько зарабатываешь?». Заработок зависит от спроса, типа передвижения курьера, скорости готовки ресторана, расстояния до клиента, вида слота, то есть смены. Бывают плановые, которые нужно начинать в конкретном месте. Они длятся несколько часов (например, с 8.00 до 14.00), нельзя опаздывать или уходить раньше. Зато есть минималка — деньги, которые тебе точно заплатят, если не будет заказов. Но её в любой момент без предупреждения могут урезать. Последние несколько месяцев она была 170 рублей в час, но недавно уменьшили до 150, а пару дней назад еще урезали до 130. Бывают свободные слоты, которые можно начать, где и когда захочешь. Они могут быть любой продолжительности, но минималку за них не платят, только за заказы и километраж. В среднем, по моим подсчётам, пеший курьер может рассчитывать на заработок до 185 рублей в час. Часть выплат (то, что платит клиент за доставку) приходят на следующий день, часть (за километраж, или доплата за минималку, если были плановые смены) — раз в неделю.

Светлана Терновенко
Фото: Из личного архивa/ Светлана Терновенко

Доставляем мы по всему городу, от Глушанок и Горелок до Менделеевского посёлка и Мясново. Это и плюс, и минус. Плюс — открываешь для себя что-то новое, изучаешь разные места и маршруты. Минус — можешь потратить много времени на дорогу. Клиенту приходится долго ждать. Наша система не учитывает, на чём курьер доставляет. И пешему, и авто может выпасть заказ из центра на условную улицу Самоварную, на которой расположен ЖК «Наши Баташи»).

Специалисты поддержки отвечают, что в нашей службе норма расстояния для пешего курьера в одну сторону — пять километров максимум. Но часто бывает так, что, например, заказ приходит из магазина или ресторана, до которого 3-4 километра, и столько же — до клиента. И системе без разницы, какой курьер доставит — пеший или нет. А для клиента она есть. И может быть такое, что он ждёт пешего час-полтора, когда курьер на авто справился бы минут за 20.

«Сгоняй за тортиком»

За время работы со мной произошло множество историй, связанных с доставкой, — приятных и не очень.

Как-то я несла заказ в несколько килограммов овощей на четвёртый этаж без лифта. Клиентка сжалилась, начала спускаться навстречу, чтобы помочь.

В другой раз несла очередной тяжеленный заказ в дом через дорогу. Клиентка очень удивилась, увидев, что продукты ей принесла девушка, а не крепкий мужчина. Я объяснила, что, заказы нам присылает система, а отказаться мы не можем — будет штраф. Она подбодрила меня и оставила хорошие чаевые.

Недавно я доставляла продукты в пакете, дно которого порвалось в последнюю минуту. Хорошо, что там не было ничего, что могло бы разлиться. Скорее всего, произошло это из-за слишком горячей еды, пар увлажнил бумагу. Судя по чату курьеров, я не первая столкнулась с такой проблемой. Девушка-заказчица всё поняла, жаловаться не стала.

К сожалению, доставки не всегда проходят хорошо.

Наше приложение не учитывает время закрытия ресторана. У меня был случай, когда вечером пришёл заказ из торгового центра, работающего до 22:00. Я находилась далеко, успела приехать только к закрытию. Охранник после короткого диалога велел мне уходить и толкнул на эскалатор. Хорошо, что он уже был отключён. Мне пришлось звонить в техподдержку, объяснять ситуацию и отменять заказ. Получается, в тот вечер мне вдвойне не повезло: с охранником и с заказом.

Однажды доставляла торт из магазина, находящегося рядом с домом заказчицы.

Когда пришла за заказом, сборщица (им тоже видны адреса) громко жаловалась: «Уж за тортом-то через дорогу можно было бы и самой сходить!» Но мы же не знаем, почему женщина воспользовалась доставкой. Может, занята или сидит с маленьким ребёнком. Может, торт — это сюрприз для неё, заказанный кем-то из близких. Может, заболела или ей сложно ходить после операции. Может, она иногородняя».

Куда закинет?

А вот, что говорят коллеги Светланы.

Екатерина Авдеева, год работающая пешим курьером, рассказывает: «Мне нравится возможность заработать в свободное время. Здесь не важно твоё образование, занятость, внешность. Понадобились деньги — выходишь и работаешь. То есть могу совмещать с основной работой лаборантом в школе. Ещё плюс — свободный график и доход, который зависит только от тебя, а не от всего коллектива. Из минусов: компания не предоставляет транспорт, ты должен работать на личном или пешком. И если выбираешь пеший или вело тариф, приходится тратить много сил, а для физически неподготовленных людей это может быть тяжело. При устройстве на работу, я не ожидала, что доставлять мы будем по всему городу, а не по конкретному району. Это был весьма разочаровывающий нюанс.

Велокурьер Валерий Цуканов работает уже около двух лет. Выбрал курьерство, чтобы поправить здоровье после травмы. Знал, что физические нагрузки помогают.

А нагрузки не маленькие. И не только, потому что таскаешь тяжести, но и потому, что проходишь или проезжаешь на велосипеде большие расстояния. В век компьютеров это здорово.

«Я редактор-фрилансер, у меня основная работа за компьютером, — говорит пеший курьер Елена Терновенко. — Мне нравится возможность выходить в удобное для меня время. Работа у нас разнообразная, не рутинная. Никогда не знаешь, куда тебя закинет. Я даже завела блог „Будни курьерки“, где описываю свои слоты. Но есть и минусы. При распределении заказов приложение не учитывает, что для некоторых из них принципиально важна оперативность. Бывает, заказывают ко времени отправления поезда. И этот заказ может упасть пешему курьеру, находящемуся в 40 минутах пути от ресторана. Даже если он и уложится в таймер приложения, ко времени отправления поезда может не успеть. Ещё один минус в том, что из ресторанов быстрого питания часто заказывают напитки. Несмотря на то, что они в стаканах с закрытыми крышками и стоят в подложках, в 9 из 10 случаев напитки проливаются, причём не по вине курьера. Прошу прощения у всех клиентов, кому я принесла мокрый пакет».

Мнения клиентов

Анна Мишина: «Очень удобная система. Не надо тратить время на походы по магазинам, самой таскать тяжёлые сумки. Вот только, когда заказываешь вещи на известных интернет-площадках, а тебе сообщают, что курьер будет в такой-то день, раздражает. Вы время скажите, чтобы я не сидела весь день дома в ожидании. Ведь не позвонят хотя бы за час, а заявляют: «Буду у вас через 10 минут».

Евгения Макарова: «Как-то мне принесли в заказе вместо еды, велосипедки. Оригинально. Потом мы вместе с курьером разыскивали того, кто мою еду вместо велосипедок другому заказчику повёз. Благо мне попался весёлый человек. Приятно пообщались».

Олег Горюнов: «А мне не редко приходится отчитывать курьеров. То не вовремя заказ привезут, то сто раз позвонят, выясняя, как меня найти. Я что, должен во дворе с флагом стоять, чтоб они меня быстро находили?»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах