Сергей Воронин, юный изобретатель из Новомосковска, не просто мечтает о будущем, а создает его своими руками. Участник конкурса «Большие вызовы», он со своей командой разрабатывает технологии, способные оптимизировать энергопотребление и сделать нашу жизнь комфортнее. Подробнее — в материале tula.aif.ru.
Через призму его интересов
Не каждый подросток способен увлеченно говорить о микроконтроллерах и математических расчётах. Но для Сергея — это не просто слова — это часть его жизни. Он с интересом рассказывает о том, как узнал о конкурсе, и что послужило толчком к участию:
«В прошлом году мой одногруппник ездил на этот конкурс. Он взахлёб говорил о том, что там происходит, и мне всё это показалось невероятно интересным. Мои ожидания полностью оправдались, и я, конечно, захотел поехать в „Сириус“ на всероссийский конкурс „Большие вызовы“».
Именно этот импульс, интерес к неизведанному, и привел Сергея и его команду к разработке уникального устройства ИССЭЛ, способного автоматически симметрировать нагрузки в электрических сетях. Но какие задачи стояли перед юным изобретателем и что оказалось самым сложным?
За кулисами сложной разработки скрывается кропотливая работа, поиск оптимальных решений и преодоление технических трудностей. Конкурсант с энтузиазмом делится принципом работы своего изобретения:
«Сначала мы задаём мощность каждого из устройств, с которой оно будет симметрировать. Затем, с помощью математических расчётов, определяем напряжение, мощность и токи на фазах и на нуле. А дальше, с помощью алгоритма Brute-force, то есть методом перебора, выбираем самую лучшую конфигурацию — как лучше переключить фазы. После этого происходит само переключение. Довольно интересно, правда?»
Идея автоматического симметрирования нагрузок родилась не на пустом месте. Команда Сергея изучила существующие решения и выявила их недостатки. В результате, они разработали принципиально новый подход, основанный на собственном алгоритме:
«Мы работали в команде и рассматривали разные существующие варианты, аналоги. У нас были и другие идеи, но мы обсудили все плюсы и минусы и решили выбрать именно этот. Например, можно было подгонять напряжение под нормальное с помощью трансформаторов, но у них была проблема — они не могли симметрировать углы сдвига фаз. Напряжение было таким же, но частота оказывалась другой. Ещё был вариант догружать фазы, но это нецелевое использование электроэнергии и просто лишние траты. Мы также нашли несколько патентов на эту тему, один советский и один иностранный. Но они нам не подошли, поэтому мы совместно с преподавателем разработали именно такой вариант».
Несмотря на огромный потенциал, путь к успеху не был простым, юноша откровенно рассказывает о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться:
«Самой большой проблемой было связать вместе разные части кода. Код для микроконтроллера писали я и ещё один человек, и у нас были разные подходы, поэтому возникли сложности при объединении. Ещё когда мы делали сам макет, были проблемы с программированием светодиодной ленты. Во-первых, поджимали сроки, а во-вторых, микроконтроллеру не хватало мощности, чтобы она светила на полную яркость. Пришлось искать компромисс, чтобы лента либо зажигалась сразу, либо светила не так ярко. Но мы успешно решили трудности».
«Я много играю на гитаре и занимаюсь военной подготовкой. Наверное, это основные мои увлечения».
Участие в таком масштабном проекте, как «Большие вызовы», несомненно, повлияло на взгляды и планы Сергея. Он с уверенностью говорит о своём будущем:
«Я хочу поступить в наш Тульский государственный университет, получить специальность, востребованную на наших оборонных предприятиях, и потом работать на оборонном заводе. А ещё мы планируем поехать в „Сириус“ в октябре, чтобы доделать рабочую версию макета и запатентовать его».
Микросхемы — первые игрушки
Кто, как не мама, знает своего ребёнка лучше всех? Именно она видела, как рождался интерес Сергея к науке, как он преодолевал трудности и как рос над собой.
«Сергей будто родился с проводом в зубах. Его первыми игрушками были микросхемы, системные блоки — и это без всякого преувеличения. Мы перепробовали множество кружков, когда он пошёл в школу, но ничего особенного его не трогало. И когда мы узнали о направлении современной энергетики в „Созвездии“, я поняла, что это именно то, что ему нужно. Иначе, боюсь, он бы просто не нашёл себя. Что касается воспитания, то Сергей, кажется, родился уже взрослым. Его всегда интересовало очень многое в жизни, он задавал глубокие вопросы. Наверное, это идёт из детства, из нашей семьи. Так что интерес к естественным наукам у него в крови. Я просто хочу, чтобы то, что ему нравится, стало основой его работы и жизни. Ведь так важно, чтобы человек четко знал свою цель, к чему он стремится, чем хочет заниматься.
Как мама, я видела, с какими трудностями сталкивался Сергей. Учиться в обычной общеобразовательной школе и сразу замахнуться на такую высоту — это очень сложно. Только началась физика, разветвлённая математика... То, что он делал, заставило его перейти на несколько ступеней вперёд и это требовало огромных усилий, ведь нужно было разбираться в темах, которые ещё даже не проходили в школе. Когда ставишь перед собой цель, стараешься приобрести необходимые знания, чтобы говорить на одном языке с экзаменаторами. Они очень удивлялись, когда узнавали, что он закончил всего лишь седьмой класс! Это был очень тяжёлый год, потому что, конечно, хотелось заниматься чем-то ещё, отдыхать, переключаться. Ему нравится стрелковое оружие, хочется поехать в поле, поиграть с друзьями в страйкбол, погулять, поиграть на гитаре. И уроки нужно делать! Но у него есть цель — поступить в „Созвездие“ из общеобразовательной школы, и он к этому будет стремиться. Благо, у нас в городе есть такая возможность. Следующий год, думаю, тоже будет весёлым.
История Сергея — вдохновляющий пример того, как увлечение наукой, поддержка близких и вера в свои силы могут привести к впечатляющим результатам. Он не просто участник конкурса, он — будущий инженер.