Аргументы и Факты
tula.aif.ru
16+
Тула
Аргументы и Факты
tula.aif.ru
16+
Тула
Примерное время чтения: 8 минут
264

Родился с проводом в зубах. Тульский школьник покоряет научные вершины

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 31. "АиФ-Тула" 30/07/2025
Сергей Воронин.
Сергей Воронин. / Семья Сергея Воронина / Из личного архива

Сергей Воронин, юный изобретатель из Новомосковска, не просто мечтает о будущем, а создает его своими руками. Участник конкурса «Большие вызовы», он со своей командой разрабатывает технологии, способные оптимизировать энергопотребление и сделать нашу жизнь комфортнее. Подробнее — в материале tula.aif.ru.

Через призму его интересов

Не каждый подросток способен увлеченно говорить о микроконтроллерах и математических расчётах. Но для Сергея — это не просто слова — это часть его жизни. Он с интересом рассказывает о том, как узнал о конкурсе, и что послужило толчком к участию:

«В прошлом году мой одногруппник ездил на этот конкурс. Он взахлёб говорил о том, что там происходит, и мне всё это показалось невероятно интересным. Мои ожидания полностью оправдались, и я, конечно, захотел поехать в „Сириус“ на всероссийский конкурс „Большие вызовы“».

Именно этот импульс, интерес к неизведанному, и привел Сергея и его команду к разработке уникального устройства ИССЭЛ, способного автоматически симметрировать нагрузки в электрических сетях. Но какие задачи стояли перед юным изобретателем и что оказалось самым сложным?

«Я отвечал за программирование микроконтроллера, который рассчитывает, как лучше распределить нагрузку, — объясняет участник. Самым сложным была математика, которая рассчитывала напряжение на нулевом проводнике и токи на фазах. Но благодаря помощи преподавателей я смог всё решить, и математическая часть теперь работает».

За кулисами сложной разработки скрывается кропотливая работа, поиск оптимальных решений и преодоление технических трудностей. Конкурсант с энтузиазмом делится принципом работы своего изобретения:

«Сначала мы задаём мощность каждого из устройств, с которой оно будет симметрировать. Затем, с помощью математических расчётов, определяем напряжение, мощность и токи на фазах и на нуле. А дальше, с помощью алгоритма Brute-force, то есть методом перебора, выбираем самую лучшую конфигурацию — как лучше переключить фазы. После этого происходит само переключение. Довольно интересно, правда?»

Идея автоматического симметрирования нагрузок родилась не на пустом месте. Команда Сергея изучила существующие решения и выявила их недостатки. В результате, они разработали принципиально новый подход, основанный на собственном алгоритме:

«Мы работали в команде и рассматривали разные существующие варианты, аналоги. У нас были и другие идеи, но мы обсудили все плюсы и минусы и решили выбрать именно этот. Например, можно было подгонять напряжение под нормальное с помощью трансформаторов, но у них была проблема — они не могли симметрировать углы сдвига фаз. Напряжение было таким же, но частота оказывалась другой. Ещё был вариант догружать фазы, но это нецелевое использование электроэнергии и просто лишние траты. Мы также нашли несколько патентов на эту тему, один советский и один иностранный. Но они нам не подошли, поэтому мы совместно с преподавателем разработали именно такой вариант».

Несмотря на огромный потенциал, путь к успеху не был простым, юноша откровенно рассказывает о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться:

«Самой большой проблемой было связать вместе разные части кода. Код для микроконтроллера писали я и ещё один человек, и у нас были разные подходы, поэтому возникли сложности при объединении. Ещё когда мы делали сам макет, были проблемы с программированием светодиодной ленты. Во-первых, поджимали сроки, а во-вторых, микроконтроллеру не хватало мощности, чтобы она светила на полную яркость. Пришлось искать компромисс, чтобы лента либо зажигалась сразу, либо светила не так ярко. Но мы успешно решили трудности».

Однако, наука — не единственная страсть в жизни Сергея. На вопрос об увлечениях, он охотно отвечает:

«Я много играю на гитаре и занимаюсь военной подготовкой. Наверное, это основные мои увлечения».

Участие в таком масштабном проекте, как «Большие вызовы», несомненно, повлияло на взгляды и планы Сергея. Он с уверенностью говорит о своём будущем:

«Я хочу поступить в наш Тульский государственный университет, получить специальность, востребованную на наших оборонных предприятиях, и потом работать на оборонном заводе. А ещё мы планируем поехать в „Сириус“ в октябре, чтобы доделать рабочую версию макета и запатентовать его».

Микросхемы — первые игрушки

Кто, как не мама, знает своего ребёнка лучше всех? Именно она видела, как рождался интерес Сергея к науке, как он преодолевал трудности и как рос над собой.

«Сергей будто родился с проводом в зубах. Его первыми игрушками были микросхемы, системные блоки — и это без всякого преувеличения. Мы перепробовали множество кружков, когда он пошёл в школу, но ничего особенного его не трогало. И когда мы узнали о направлении современной энергетики в „Созвездии“, я поняла, что это именно то, что ему нужно. Иначе, боюсь, он бы просто не нашёл себя. Что касается воспитания, то Сергей, кажется, родился уже взрослым. Его всегда интересовало очень многое в жизни, он задавал глубокие вопросы. Наверное, это идёт из детства, из нашей семьи. Так что интерес к естественным наукам у него в крови. Я просто хочу, чтобы то, что ему нравится, стало основой его работы и жизни. Ведь так важно, чтобы человек четко знал свою цель, к чему он стремится, чем хочет заниматься.

Видя людей, которые окружают Сергея, их достижения, их заинтересованность, понимаешь, насколько это перспективно и интересно. И эта поездка стала для нас настоящим откровением, показав, в каком направлении нужно двигаться. Это гораздо ценнее тысячи слов. Что касается конкурса „Большие вызовы“, я всегда стараюсь говорить Сергею: не говори „гоп“, пока не перепрыгнешь. Сначала нужно сделать всё, что в твоих силах, а потом уже смотреть на результат. Он уделял проекту очень много времени, приезжал поздно и всё свободное время посвящал именно ему. Мы просто жили от этапа к этапу: прошли первый — замечательно, прошли следующий — отлично. Не то чтобы мы были заранее уверены в победе, нет, просто делали своё дело, а потом увидели результат, которым можно гордиться. И, конечно, мы гордимся!

Как мама, я видела, с какими трудностями сталкивался Сергей. Учиться в обычной общеобразовательной школе и сразу замахнуться на такую высоту — это очень сложно. Только началась физика, разветвлённая математика... То, что он делал, заставило его перейти на несколько ступеней вперёд и это требовало огромных усилий, ведь нужно было разбираться в темах, которые ещё даже не проходили в школе. Когда ставишь перед собой цель, стараешься приобрести необходимые знания, чтобы говорить на одном языке с экзаменаторами. Они очень удивлялись, когда узнавали, что он закончил всего лишь седьмой класс! Это был очень тяжёлый год, потому что, конечно, хотелось заниматься чем-то ещё, отдыхать, переключаться. Ему нравится стрелковое оружие, хочется поехать в поле, поиграть с друзьями в страйкбол, погулять, поиграть на гитаре. И уроки нужно делать! Но у него есть цель — поступить в „Созвездие“ из общеобразовательной школы, и он к этому будет стремиться. Благо, у нас в городе есть такая возможность. Следующий год, думаю, тоже будет весёлым.

Что я могу сказать другим родителям? Не надо давить! Если ребёнок не в состоянии сидеть ночами и готовиться к урокам, да бог с ним! Я на Сергея никогда не давлю. Всё, что он делает, он делает сам».

История Сергея — вдохновляющий пример того, как увлечение наукой, поддержка близких и вера в свои силы могут привести к впечатляющим результатам. Он не просто участник конкурса, он — будущий инженер.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах