Что и говорить, замечательными реками край наш Тульский не обделён. Дон, Ока, Упа, Непрядва, Осётр, Шат… Мало того что живописны и богаты рыбой, ещё и каждая со своей уходящей в глубь веков историей.
Однако самой удивительной в плане неразгаданных тайн, до сих пор ставящих в тупик не только местных краеведов, но и академических историков, несомненно, является Красивая Меча.
На картах и атласах Российской империи река именуется то Красивая Меча, то Красивый Меч.
Кто меч утопил?
Первая её загадка таится уже в самом названии. Митрополит Пимен, осуществлявший свое «хождение по Дону» на ладьях девятью годами позже Куликовской битвы, называл реку Меча. Эпитет прибавлен был позже, и нельзя не признать – совершенно заслуженно. А вот далее начинается путаница.
На картах и атласах Российской империи река именуется то Красивая Меча, то Красивый Меч. Одни лингвисты упирают на то, что слово «метьс» в группе угоро-финских языков переводится как «лес», оттого и название. Действительно, если сплавляться по реке на лодке, то на определённом этапе плывёшь действительно меж высоких, покрытых густым лесом берегов. Кстати, тут годится ещё один перевод. В той же языковой группе слово «меч» значит «крутой», «обрывистый».
Более склонные к лирике местные литераторы, далёкие от лингвистических изысканий, напридумывали, как водится, легенд. Одни склонны связывать название с неким «красивым мечом», утопленным в реке по неосторожности то ли знатным степняком, то ли русским воеводой. Другие высказывают более приземлённую версию. Мол, речка извилистая, как бы мечется туда-сюда…
Нет единодушия и в том, где ставить ударение в слове Меча. Можно только отметить, что местные жители в большинстве своём предпочитают делать ударение втором слоге.
Почему под горой?
Прелестная особенность среднерусского пейзажа: едешь-едешь по дороге – и вдруг открывается вид на великолепный храм (ну или небольшую церковь), и только по мере приближения становятся видны жилища. Потому что храм ставился на возвышенном месте, такова традиция. Совсем не то с храмом Архангела Михаила, который стоит на левом берегу Красивой Мечи, причём не на самом верху, а на склоне, и поэтому с дороги не виден.
Зато внезапно открывается во всей сохранившейся красе и загадочности, если плывёшь вниз по реке. И в этом не единственная его загадка. Как следует из известного труда «Приходы и церкви Тульской епархии», изданного в 1895 году, «в состав прихода, кроме села Маслово на Мече, входят деревни Ведьмино, Кочергина, Малая Косая, Старая Косая, Вытемки-Пестово и Костомаров Хутор с населением 1253 душ крестьян мужеского пола и 1306 женского пола. История первоначального образования прихода Маслово на Мече, равно как и время его основания, за отсутствием церковно-летописных сказаний неизвестны».
К сказанному составителем книги историком и богословом Павлом Ивановичем Малицким можно добавить, что, по большому счёту, и сегодня о храме Архангела Михаила мало что известно. И почему стоит он не на холме, как положено, а на склоне, почти у воды, ведь на вершине холма строить было бы гораздо проще.
Зачем строители создали себе дополнительные трудности? И почему первоначально храм был деревянным и стоял на правом берегу реки, там теперь довольно глухой Курганский лес, в то время как все деревни прихода располагались на левом. Кстати, они, как и храм, все - почти остались в далёком прошлом, в том числе село Маслово. Постоянно люди живут лишь в Ведьмине, давно переименованном в Красногорье, для благозвучия должно быть. Да и архитектурный облик храма как-то не очень соответствует привычным очертаниям православных церквей.
Впрочем, это может быть объяснено тем, что при советской власти его взрывали богоборцы, и, по слухам, не раз. Кстати, по поводу несоответствия архитектурным формам и необычному расположению храма на склоне холма существует конспирологическая теория, согласно которой это был и не храм вовсе, а некое промышленное предприятие вроде пекарни. Однако едва различимые остатки росписи ставят на подобной конспирологии крест. У подножия храма расположено кладбище, на котором хоронят и по сей день.
Кого вылечит конь-камень?
Неподалёку от села с сугубо сельским названием Козье стоит, опять же на левом берегу, довольно широко известный в народе мегалит Конь-камень. Согласно историческим документам в XV веке можно было от села Козьего водным путём добраться до Феодосии, именовавшейся тогда Кафой. Об этом свидетельствует посол государя всея Руси Ивана III Васильевича А. Голохвостов: «Посольство садилось в суда на Мече у Каменного Коня».
Учёные насчитывают Конь-камню 40 миллионов лет, а простой народ с древних времён и до наших дней верит в его чудодейственную силу. В частности, не прекращается в Козье паломничество страждущих, в том числе страдающих бесплодием как женщин, так и мужчин. Внешне Конь-камень примечателен тем, что 20-тонная глыба покоится на трёх камнях поменьше, а уж как сложилась такая причудливая композиция десятки миллионов лет назад, остаётся только гадать. Конь-камень не одинок, окружают его собратья не столь внушительного вида.
Кстати, немного выше по реке, близ уже упомянутого Ведьмина, ныне Красногорья, имеется ещё одна мегалитическая группа. Всякий раз накануне Ивана Купалы собирается здесь довольно много паломников из числа молодых людей. Приверженцы восточнославянских языческих обрядов ведут себя, по словам местных жителей, почтительно, не буйствуют и не шумят.
Кто построил пирамиду?
Насколько известно, никаких серьёзных научных изысканий, включая археологические раскопки, на Ишутинском городище никогда не проводилось. Это как раз давало и до сих пор даёт повод для выдвижения самых умопомрачительных гипотез происхождения поистине уникального места. А также для создания мифов.
Самый известный из них заключается в следующем. Стоило показаться ввиду древнего города банде кочевниковстепняков, разорявших землю Русскую, всё население, прихватив ценные вещи и скот, исчезало неведомо куда. И возвращалось, когда опасность набега миновала. Эта легенда существует с незапамятных времён, и в конце XIX века местный крестьянин Иван Белов пытался подтвердить либо опровергнуть наличие в недрах утёса пещеры, в которой якобы и прятались обитатели города.
Увы, ничего серьёзного самодеятельный археолог не нашёл, во всяком случае, так считают местные краеведы. Не станем повторять всё то, что уже много раз изложено как в краеведческих книжках, так и на страницах Интернета досужими путешественниками. Обратим внимание вот на что. Утёс Ишутинского городища удивительным образом напоминает усечённую пирамиду, этого только слепой не увидит. Оно, конечно, – мало ли что природа способна сотворить. Но что делать с многотонными каменными блоками правильной формы, местами выпирающими из склонов, ведь, как известно, природа не знает прямых углов?
Так или иначе, Ишутинское городище считается «местом силы», притягивает сотни любопытствующих, но почему-то оставляет равнодушными серьёзных историков. А как иначе объяснить, что до сих пор не установлена даже примерная дата образования древнего городища, не говоря уже о том, какие народы селились здесь изначально – скифы, сарматы, славяне? И в этом, возможно, кроется его основная загадка.
Есть на Красивой Мече ещё удивительное урочище Каменная дорога, водопад в селе Вязово и много других примечательных загадочных мест, и это только на территории нашего региона. Нетрудно предположить, что и в Липецкой области, по которой Красивая Меча продолжает свой бег и сливается с Доном, река хранит немало других тайн и загадок.