Андрей Геннадьевич Зимин родился в Туле в 1962 году. Окончил политехнический институт, руководит планетарием во Дворце детского творчества с 2004 года.
Загадка планетария
Олег Хафизов, «АиФ в Туле»: Как здесь появился планетарий?
Андрей Зимин: С 1937 года в исторических зданиях, расположенных в центре Тулы по улице Революции, 2, размещался Дворец пионеров. До этого здесь была Дума, ещё раньше торговый дом купца Платонова и усадьба Ливенцевых. Планетарий как раз и находится в древней части этой усадьбы 1760-х годов.
Точных данных о том, когда именно был установлен и открыт планетарий, у меня нет, в архивах они тоже не сохранились. Когда я стал искать информацию об этом, то в одном из журналов «Звездочёт» нашёл дату - 1966 год. В 2006 году мы отметили сорокалетие планетария, но местные жители заявили: «Не может быть. Мы посещали этот планетарий ещё в 1953 году».
- Чем ваш планетарий отличается от большого?
- Этот тип планетария называется «Малый планетарий Цейс». Если мы поедем в Калугу, то увидим там планетарий большего размера, с диаметром купола 10 м, у нас - 6 м. Наш планетарий считается учебным, поскольку в нём размещаются 30 человек, ровно один класс. Однако в большом и малом планетарии прибор показывает примерно одинаковое количество звёзд. В нашем - доступно для наблюдения порядка 5000 светил. Это те звёзды, которые мы можем увидеть в природе без телескопа при хороших погодных условиях в безлунную ночь.
- Андрей Геннадьевич, нужна ли современному обществу астрономия?
- Во-первых, астрономия и другие науки о космосе во все времена вызывали живой интерес в обществе, и сейчас, особенно у молодёжи, чувствуется востребованность космических знаний. Это может быть связано как с особым динамизмом развития знаний о Вселенной, человеке, так и с особенностями нашего этапа эволюции человечества. Мы живём на смене глобальных эпох, когда заканчивается один цикл, если рассматривать календарь Майя - эпоха 5-го Солнца, и наступает следующий. Учёные отмечают тот факт, что на смене эпох формируется новый тип мышления, присущий новому человеку, - космическое мышление.
- А как относитесь к тому, что астрономию больше не преподают в школе?
- Я считаю, что обучать астрономии школьников нужно обязательно. Во-первых, базовые знания пригодятся тем, кто потом захочет заниматься этим профессионально. А во-вторых, астрономия формирует общие научные представления о мире.
Как-то в Туле проводили опрос: «Солнце вращается вокруг Земли, или Земля вращается вокруг Солнца?». Так многие не смогли правильно ответить. А астрономия не стоит на месте. И почему мы изучаем в школе такие науки, как математику, физику, химию, а базовые знания по астрономии не дают?
Астрономию сделали факультативным предметом, так что школы сами решают, ставить её или нет. Но многие старшеклассники выбирают те предметы, что пригодятся им при поступлении. И если даже сейчас астрономию включить в обязательную школьную программу, уже трудно найти преподавателей. Так как часы по астрономии сокращают, в педуниверситете почти не готовят соответствующих учителей.
Космос нас ждёт: тульские школьники рисуют звёзды | Фотогалерея
Космическое мышление
- С чем связано новое мышление?
- Новое космическое мышление зародилось и получило развитие в России на рубеже ХIХ и ХХ вв. Оно входит в наш мир вместе с передовыми учёными, поэтами, художниками, философами и, конечно, детьми, ведь дети, которые приходят в наш планетарий, мыслят уже не так, как мы. И связано это не с внешним видом, не с какими-то феноменальными способностями, а с расширенным сознанием.
- Представителем такого нового мышления был Циолковский?
- Мы приглашали на наши встречи правнучку Циолковского Елену Алексеевну Тимошенкову, заведующую Калужским музеем им. К. Э. Циолковского, которая рассказывала много интересного о своем предке. Новое мышление с большим трудом входило в нашу жизнь. Свои работы он публиковал за собственный счёт, они с трудом продавались. Для того чтобы рассчитаться с редакцией, он был вынужден сдавать большую часть тиража в макулатуру. Правнучка приводила примеры его философских трудов, которые не вошли в собрание его сочинений по идеологическим соображениям.
Циолковского считают родоначальником космонавтики, но это лишь часть его исканий, а их причиной было его мировоззрение, называемое некоторыми научной фантастикой. То есть прежде всего он был философом-космистом, осмысливающим человека не только как земное существо, но в гармонии с целым космосом.
- Однако и он не был первым русским «космистом»?
- Одним из первых, как ни странно, считают великого врача Николая Ивановича Пирогова. Я был в его доме-музее в Виннице. Недалеко, в часовне, по завещанию, хранится его забальзамированное тело. К концу жизни он стал записывать необычные мысли, приходившие к нему во время вечерних прогулок. Сейчас они изданы книгой под названием «Дневник старого врача». Он описывал человека не только с точки зрения биологии, но именно как духовное, космическое существо.
В начале следующего века за Пироговым пошли Циолковский, Чижевский, Вернадский. Каждый из них в своём направлении осмысливал мир как целостное явление. Наиболее интересную книгу о Циолковском «На берегу Вселенной» написал его ближайший ученик Александр Леонидович Чижевский. Чижевскому принадлежат несколько новых направлений в науке, но, кроме того что он был учёным, он также был поэтом и художником.
Как предчувствие
- Космос - для избранных исследователей?
- Наша жизнь развивается благодаря единицам, сознание которых опережает человечество в целом. Таким людям приходилось во все века тяжело, их распинали, жгли на кострах, бросали в застенки инквизиции, сейчас замалчивают, искажают их истории, потому что они не укладываются в общепринятые стандарты. Но они несут нам самое главное - информацию о будущем, и к этой информации надо относиться очень бережно.
- К таким личностям относились и Рерихи?
- Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи принесли в наш противоречивый мир новые знания, которые называют Философией космической реальности, эти знания связывают нас со светлым будущим. Будучи в Индии, мы посетили имение Рерихов в Наггаре, в древней долине Кулута, расположенной на высоте примерно 1500 м над уровнем моря. Здесь Рерих основал Институт гималайских исследований Урусвати (Свет Утренней Звезды).
Ему и его коллегам удалось собрать огромный материал в результате экспедиции по многим районам Индии, России, Гималаев, Монголии, Китая, Тибета. Это регион древнейших культур, и они считали, что именно здесь в будущем возникнет центр новой культуры. Для этого и был создан Институт гималайских исследований, построенный на новых научных принципах. В этом институте мы организовали выставку наших детских работ. В Наггаре посетили камень на месте кремации Николая Константиновича Рериха в 1947 году.
- Откуда у вас это увлечение астрономией?
- Мама покупала мне книги о космосе. Дома у нас была большая карта звёздного неба. Вечерами мы выходили и смотрели на небо, я любил зарисовывать созвездия, Луну. После десятого класса нам с другом дали школьный неисправный телескоп с условием, что мы год можем им пользоваться, если исправим. Нам удалось отремонтировать этот прибор и наблюдать через него планеты, звёздные скопления. Даже если мы и не всегда понимали, что там происходит, это увлекало наше воображение. Ведь когда мы смотрим на звёзды, то внутри нас что-то меняется, мы становимся другими.