13 марта исполняется 115 лет со дня рождения полковника авиации Василия Павловича Храмченко. Свой первый воздушный таран он совершил в первый день Великой Отечественной войны. Оборонял Тулу, дошёл до Берлина.
В летчики через пехоту
Василий Павлович родился в Брянском уезде Орловской губернии. Брянск тогда не был губернским центром. И всегда гордился, что его родители – простые крестьяне. Уже в тринадцать лет он умел пахать землю сохой, сеять рожь, косить траву, плотничать, сапожничать. Считал, что, возможно, в детстве и было заложено его долголетие. Храмченко умер в 2002 году в возрасте 95 лет.
После окончания рабфака по комсомольской путевке был направлен в Красную армию. Окончил с отличием Рязанскую пехотную школу, потом Саратовскую танковую. «Мечтал быть летчиком, а попал в пехоту», – иронизировал он сам по этому поводу. Однако в авиацию все же приняли. В 1934 году он окончил Борисоглебскую летную школу.
Ещё до войны успел отличиться. В 1937 году получил свою первую награду за успешное фотографирование ирано-иракской границы.
Василий Храмченко стал одним из первых лётчиков Великой Отечественной войны, сбившим немецкий военный самолёт и совершивший воздушный таран. Это произошло уже 22 июня 1941 года в небе над Черниговом. В воздушном бою закончился боекомплект, и он решил идти на таран. Срезал винтом своего самолета хвост бомбардировщика, но и сам попал под обстрел. С парашютом успел выпрыгнуть только перед самой землей. Самолет упал и взорвался на несколько секунд до падения лётчика. Василий Павлович считал, что именно это его и спасло – взрывная волна смягчила силу удара о землю. В себя пришёл только через несколько суток в медсанчасти.
После госпиталя летать на истребителях ему было запрещено, и Храмченко пересел на тихоходный ночной бомбардировщик.
В небе днём и ночью
В ноябре 1941 года его авиаполк перебазировался в Рязанскую область, для боёв под Тулой.
«Меня, командира полка, вызвали в штаб армии, где ознакомили с обстановкой в полосе действия 413-й стрелковой дивизии генерала Терешкова. Там шли оборонительные бои с превосходящими силами противника. Нужна была срочная помощь авиации, – рассказывал Храмченко. – В район Алексина немецкое командование перебрасывало три свежие дивизии, одну из них танковую. Не исключена была возможность, что немцы начнут в этом районе наступление, чтобы окружить Тулу.
17 ноября на уничтожение подходящих резервов противника я поднял в воздух весь полк. Несмотря на плохую погоду, низкую облачность, малую видимость, летный состав полка совершал в этот день 63 боевых вылета. Весь день и последующую ночь самолеты один за другим поднимались на уничтожение врага.
Противнику к концу ноября удалось подтянуть свежие резервы и 2 декабря перейти в наступление в районе Ревякина и Руднева с задачей замкнуть кольцо окружения тульской группировки в районе Венёва. На авиацию возлагалась большая задача: во взаимодействии с наземными войсками перемолоть ударную группировку Гудериана. Несмотря на сложные метеорологические условия, летный состав ежедневно совершал по нескольку боевых вылетов днём и ночью, проявляя при этом героизм, мужество и самопожертвование».
Храмченко вспоминал, как 4 декабря самолет младшего лейтенанта Коберника вынужден был произвести посадку в расположении войск противника. Командир группы принял дерзкое решение: прикрыть огнём своих самолетов севший экипаж с воздуха, а лейтенанту Токоренко приказал произвести посадку и взять на борт своего самолета сбитый экипаж. Немцы открыли огонь, но самолет, управляемый Токоренко, на их глазах поднялся в воздух, присоединился к группе. После чего благополучно вернулся на свой аэродром. Об этом подвиге на следующий день знали все бойцы и командиры.
В те дни газета «Красная Звезда» писала: «В битве под Москвой и Тулой по разгрому немецко-фашистских войск отличились войска генерала Конева и авиация капитана Храмченко».
«Я всегда с армией»
В конце июля 1941 года самолетом Храмченко был уничтожен мост на реке Березине, севернее Бобруйска. Зенитками его машина была подбита, пришлось садиться на болото. Шесть суток Василий Павлович тащил на себе раненого штурмана Алексея Логачева, пока не наткнулся на домик лесника, где и оставил товарища. Добравшись до своих, на По-2 летал забирать своего раненого штурмана.
Однажды он едва не попал в плен. Вызванный в штаб армии, посадил машину на лесной площадке и, замаскировав её, решил пройти к назначенному месту по дороге. Удивила пустынность вчера ещё жившей многочисленной боевой техникой территории. Поняв опасность, бросился к самолету. Поле того, как поднялись в воздух, они со стрелком-радистом решили посмотреть обстановку сверху, и услышали пулемётную очередь. Стреляли по ним.
На почве того, что Храмченко не рисковал без острой необходимости своими летчиками, не задались у него отношения с командиром дивизии И. В. Крупским. Как-то полковник Крупский распорядился лететь, несмотря на плохие погодные условия, на разведку двум экипажам. Когда летчики не вернулись, в поданной командиру дивизии докладной Храмченко указал, кем был отдан нелепый приказ. При первой возможности он был отдан под трибунал тем же полковником Крупским. Однако при проверке выяснилось, что полк Храмченко – один из лучших в дивизии. На его счету минимальные потери и наибольшее количество вылетов. Так вместо приговора он был представлен к награде.
До последнего дня войны Храмченко летал на ночном охотнике Ил-2. Хотя после первого полёта в сердцах бросил:
– Пусть на нём медведи летают!
Ил-2 был ещё новой техникой, и после первого взлёта Храмченко был ослеплён мощным пламенем из двигателя своей же машины. Однако к следующему вылету техники придумали металлическую заслонку, и летчик-ас по достоинству оценил новый самолет.
Войну закончил в Берлине. Но день Победы встретил в госпитале – буквально за несколько дней до капитуляции врага получил контузию. Пролечившись полгода в госпитале, был уволен на гражданку. Даже после выхода в запас говорил: «Я всегда с армией. Армия — моя судьба».
Василий Храмченко был почётным гражданином Плавска и Волова. Он награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, тремя орденами Отечественной войны, тремя орденами «Красной Звезды», орденом Жукова, которого в Тульской области был удостоен только он.
С 1948 года стал туляком. Построил здесь дом с красивым садом, вырастил пятерых сыновей. Старший из них пошёл по его стопам, стал военным летчиком.
Учил летать молодежь в аэроклубе, работал председателем областного комитета ДОСААФ, на Тульском машиностроительном заводе и в «Тулгорстрое», читал лекции в обществе «Знание», занимался ветеранской работой. Совсем ушёл на пенсию в 78 лет.
В 2008 году в честь В. П. Храмченко была названа средняя общеобразовательная школа № 31 города Тулы.