Девятиклассник из Тулы Андрей Филиппов оказался в числе 300 победителей Всеросийского конкурса «Большая перемена», проходившем в международном детском центре «Артек», и получил 200 000 рублей. Но останавливаться на достигнутом он не собирается. О его планах на будущее, увлечениях и обращении к Марии Захаровой - в материале tula.aif.ru
Успеваемость значения не имеет
Олег Бондарь, tula.aif.ru: Андрей, не тяготит ли бремя славы, ведь это уже не первый твой успех в «Большой перемене»?
Андрей Филлипов: В прошлый раз, когда я так же вышел в финал конкурса и съездил в «Артек», ко мне в школе, действительно, стал проявляться повышенный интерес. Особенно одолевали вопросами младшеклассники. Представляю, что будет на этот раз, когда я стал уже не просто финалистом, а победителем...
Лучше быть очень занятым - везде бывать и всюду разъезжать, чем просто сидеть дома и ничего не делать
Но, наверное, ситуацию хорошо понимают мои родные, которые первым делом после поздравлений сказали: не задирай нос и относись к победе спокойно, потому что она должна стать в твоей жизни не итоговой, а промежуточной. Я к этому готов. И «Большая перемена» по-прежнему входит в мои планы. В конкурсе следующего года также намерен поучаствовать. Но победа в нём - не самоцель. Сам процесс участия привлекает, наверное, больше, чем результат. Хотя полученный денежный приз не может не радовать.
- Как собираешься тратить эти 200 000 рублей?
- Вариантов много, но больше всего склоняюсь к одному - связанному с получением дополнительного образования. Возможно это будут какие-то курсы дизайнерского мастерства, или видеомонтажа... Несомненно одно - деньги я буду не тратить, а вкладывать. Вкладывать в себя.
- Многие знают о конкурсе «Большая перемена», но не многие знают, как он проводится...
- Весь конкурс от начала и до конца - это огромный длительный процесс по решению целого множества различных задач. При этом, несмотря на то, что участниками становились исключительно хорошисты и отличники, успеваемость в школе никакого значения не имела и не учитывалась при начислении баллов.
В первом этапе дистанционно участвовали почти четыре миллиона школьников со всей России, из которых после выполнения заданий и тестов в полуфинал отобрали три тысячи учеников 10-х классов и столько же из возрастной категории 8-х и 9-х. Полуфиналы проходили в каждом федеральном округе отдельно. Участники из ЦФО собирались в Подмосковье.
Согласно первому заданию, каждой команде, состоящей из 8-12 человек из разных регионов, нужно было продумать кейс по заданной проблеме. Для этого в течение 10 минут мы должны были изучить достаточно объёмный текст с описанием проблем некого условного региона и выделить главные, а потом из них выбрать ту, которая по определённым показателям наиболее выражена и предложить вариант её решения. Мы выбрали проблему, связанную с оттоком из региона молодёжи и потом думали над тем, как можно улучшить показатели региона по привлекательности для молодёжи.
Во втором задании нужно было составить тематический туристический маршрут по стране, который был бы уникален и имел бы определённую цель. Наша команда сформулировала её так: знакомство с гастрономическими достопримечательностями ЦФО.
- И ты, конечно же, сразу предложил включить в маршрут Тулу...
- Да. И никто даже не спорил, ведь наши тульские пряники и белёвская пастила у всех на слуху. А ещё, возвращаясь к первому заданию по улучшению условного региона, нам нужно было придумать и сделать макет символа какого-нибудь города и я тоже предложил Тулу, а в качестве основы символа - установленный у нас возле площади Ленина арт-объект «Тульский пряник». Точный макет его мы и сделали, но оформили по-другому - в стиле «Большой перемены», дополнив вызовами конкурса. В третьем задании на церемонии посвящения в клуб «Большой перемены», мы размышляли над тем, как это движение может развиваться.
Проверяют как следует
- А потом был Крым, «Артек», финал?
- Да, я оказался в числе полутора тысяч финалистов со всей страны и одним из 14-ти из Тульской области. В итоге в каждой из двух возрастных категорий победителями стали по 300 человек, в том числе четыре школьника из нашего региона.
В финале нас оценивали по двум критериям: уровню личных компетенций и умению работать в команде.
Так, одно из заданий заключалось в разработке методики наставничества, а лично у меня ещё и по критерию публичных выступлений, что оказалось как нельзя кстати, так как я до этого дома самостоятельно занимался изучением ораторского искусства. Мой вариант разработки включал курс теории, постановку голоса обязательно с логопедом и вокалистом, и практические опыты выступлений - сперва на маленькую аудиторию, а потом на среднюю и большую. Ко всему прилагал памятку о наиболее часто встречающихся ошибках. Потом, обменявшись с другими участниками разработками, каждый из нас должен был за минуту ознакомиться с их содержанием и так же быстро дополнить своими предложениями. Так нас проверяли на когнитивную гибкость.
А ещё оценивали на способность к ориентации на результат. Для этого каждому предлагалось закрепить за собой определённую функцию в команде. К примеру, тот кто хорошо рисует, брал на себя обязательства по оформлению плакатов и тем самым перекрывал эту сторону деятельности команды и так далее. Я взял на себя функцию представления экспертной комиссии проектов участников, так как посчитал, что навык публичных выступлений у меня наиболее развит.
На месте не сидится
- Ты ещё отметился личным обращением к официальному представителю МИД России...
- В «Артеке» помимо конкурсной программы проходили различные встречи, одна из них в режиме онлайн с Марией Захаровой. Ей можно было задать вопрос. Я предложил ввести во всех российских школах новый урок - пятиминутку по политподготовке и объяснил, что на фоне появления различного рода фейков такие занятия пойдут школьникам только на пользу и помогут им отличать достоверную информацию о событиях в России и мире от сообщений сомнительного характера. Мария Владимировна заинтересовалась этим предложением и пообещала обсудить его с коллегами в правительстве страны.
- А что за проект ты предложил в правительстве региона?
- Я придумал акцию «Большая перемена в наших сердцах» и представил концепцию министерству образования области. Суть в том, что у нас интерес к «Большой перемене» среди школьников региона вроде бы растёт, а количество проходящих в полуфинал, финал и, соответственно, победителей, почему-то падает. Вот я и решил оптимизировать это движение и немного народ расшевелить.
Акция подразумевает массовое проведение в школах открытых уроков, на которых участники и победители «Большой перемены» в формате живой беседы доходчиво рассказывали бы о конкурсе, отвечали на вопросы и делились впечатлениями.
Следующий этап - формирование команд в каждой школе и поэтапное проведение самого конкурса. То есть, цель акции - создание некой модели всероссийской «Большой перемены» у нас в регионе и условий для получения школьниками опыта для дальнейшего участия в движении. В региональном Центре дополнительного образования детей мы разработали положение, а в минобразования идею поддержали и обещали постараться начать её реализовывать уже в этом учебном году.
- Как изменила тебя «Большая перемена»?
- Я стал меньше спать. Но не в том смысле, что недосыпать, хотя бывало и такое, а в плане того, что начал больше времени уделять работе над собой и возникающими идеями. Распорядок дня стал более насыщенным, но моё психоэмоциональное здоровье и успеваемость от этого не страдают. Скорее наоборот - возникает дополнительный заряд бодрости. Порою вдруг неожиданно появляются какие-то важные мысли и мне приходится их спешно записывать в блокнот, а если нет такой возможности, то в телефон.
- Наверное больше ни на что ни сил, ни времени и не остаётся?
- Ну почему же?! В этом году я закончил музыкальную школу и продолжаю заниматься народными танцами. Они для меня своеобразная разгрузка после длительной работы за компьютером и общения с региональной командой «Большой перемены», с которой нужно быть на связи постоянно. Помимо этого у меня есть много и других увлечений.
Лучший отдых - это смена рода занятий. И то, что нет ни минуты покоя, меня только радует. Считаю, что лучше быть очень занятым - везде бывать и всюду разъезжать, чем просто сидеть дома и ничего не делать, или играть в компьютерные игры. Конечно любое занятие может быть полезным, в том числе и эти игры, но я предпочитаю уделять время получению знаний и навыков, которые могут пригодиться в реальной жизни.
И ещё, благодаря «Большой перемене», я приобрёл много друзей из самых разных регионов, сам же, кажется, стал более коммуникабельным. А с появлением статуса победителя появилась и определённая ответственность, ведь на тебя смотрят уже совсем по-другому и надо соответствовать уровню.