Сегодня гость нашей редакции - тульский фотограф Алексей Дубинин. Когда-то он тоже снимал свадьбы, а теперь преподаёт в областном колледже культуры и искусств фотодело.
Деревенский гламур
Дмитрий Борисов, «АиФ в Туле»: Как-то ты сказал, что получаешь удовольствие, фиксируя самые счастливые моменты в жизни двух людей»…
Алексей Дубинин: Да, это довольно приятная работа. Если, конечно, тебе не мешают.
Я, например, никогда бы не стал снимать «невесту на ладошке». Хотя многие заказчики хотят именно этого. Я всегда пытался людям объяснить, что это верх дурновкусия, и радовался, когда меня слышали. Говорю в прошедшем времени, потому что переключился на преподавательскую деятельность. Я не люблю «театральные» постановки, виньетки и прочий деревенский гламур. Мне просто хотелось делать работу хорошо, не растрачиваясь на халтуру.
И прежде чем взяться за работу, я всегда расспрашивал о вкусах, интересах, предпочтениях. Мне нужно было понять, что за люди передо мной. Потом я делился с ними своим видением будущей фотосессии, намечал основные контуры, интересовался, что нравится, что не нравится, на чём нужно сделать акцент, а на чём внимание можно было бы и не заострять.
- Как правило, кто принимает решение в фотовопросе - невеста или жених?
- В большинстве случаев - невесты. И далеко не всегда они это делают удачно. Очень заметно массовое пристрастие наших девушек к шаблонам и стереотипам. Они зажаты и боятся раскрыться, отойти в сторону от гламурных картинок, которые видели не в лучших журналах.
«Протокольные» снимки в загсе - это, конечно, хорошо, но красота не в натянутых улыбках и показном лоске, а в живых настоящих чувствах. Думаю, что детям и внукам сегодняшних молодожёнов гораздо интереснее увидеть, какими глазами их дедушка смотрел на бабушку, а не то, во что они были при этом одеты.
Фотограф-призрак
- Ты видел много счастливых пар. Перефразируя классика, счастливые пары счастливы одинаково?
- О нет! Счастье, как и несчастье, очень разное. Как-то снимал свадьбу в 17-градусный мороз. Рано утром еду на «выкуп невесты» и гадаю: выдержит моя камера такую температуру, выдержу ли я? И это была одна из лучших свадеб в моей жизни. Столько счастья было в молодожёнах. Как они играли в снежки в Тульском кремле! Как раскраснелись, как светились их глаза!
Также снимал как-то свадьбу глухонемых. Пара кружилась в такт музыке, которую не слышала ни невеста, ни жених. Не знай я, что мир звуков для них закрыт, никогда бы не догадался об этом, глядя на вальсирующих. Это завораживало, открывало и наполняло счастьем мою собственную душу.
- Свадебный фотограф - соучастник действа?
- Нет, он призрак. Самый лучший фотограф - тот, кому удаётся стать настолько незаметным, что про его существование просто забывают. Без всевидящего фотоока человек расслабляется, раскрывается, он не зажат и не скован. И именно в такой ситуации он становится самим собой. Ведь важно не просто удачно ухватить мгновение. Важно, чтобы оно было содержательным, чтобы в нём была жизнь. Если же к делу подходить формально, технически, то уровень сохранить не получится. Сегодня ведь порог вхождения в фотографический бизнес достаточно низкий: взял кредит, купил технику - и работай себе на здоровье. Поэтому этот рынок перенасыщен сегодня, увы, халтурой. Не только спрос рождает предложение, но и наоборот. Если фотограф выдаёт некачественную работу (а то и брак) за норму, то неискушённый клиент решит, что это действительно норма.
Язык фото
- Первый вопрос, который я задаю своим ученикам: «С чего начинается фотография?» Ответы бывают разные: с хорошего объектива, интересного сюжета, желания стать фотографом. И для большинства из них становится открытием, что фотография начинается с момента, когда у человека появляется потребность что-то сказать. То есть речь идёт о содержании прежде всего. И далеко не только фото может быть воплощением этого содержания. Но и любая другая форма искусства.
- Как реагируют ученики на эту точку зрения?
- По-разному. У некоторых загораются глаза, другие зевают, но самое главное, что эта мысль озвучена и услышана. Далее, в процессе занятий, она получит своё продолжение.
Второй важный момент - научиться видеть нетривиально. Дело в том, что язык фотографии не каждый сможет прочесть. Существуют законы композиции. Если, например, мы делаем портрет человека, смотрящего в сторону, мы должны оставлять открытое пространство по направлению его взгляда, как бы «воздух». То же самое касается любого движущегося объекта, не важно - человека, машины или кота. Это делается для того, чтобы было ясно, на что человек или кот смотрит.
Студентка принесла мне как-то интересную работу, в которой были нарушены эти принципы. Человек на снимке чуть ли не лбом сталкивается с границей фото, при этом со стороны затылка остаётся много свободного места. Я привел в пример этот снимок своим студентам как работу, в которой нарушение законов композиции сработало как выразительное средство.
Создаётся впечатление безвыходности положения запечатлённого на бумаге персонажа. При этом позади него - давящая на него пустота.
Нет никаких запретов на форму выражения. Самое главное - не навязывать своё восприятие, а способствовать формированию его собственного.
- Студентка вашего колледжа получила в прошлом году серьёзную награду.
- Это второкурсница Даша Гнатюк. Её работа «Одуванчик» стала победителем известнейшего в стране фотоконкурса «Best of Russia». И примечательно, что это не постановочный кадр, а именно репортёрская удача. На фото - девочка, Дашина соседка, которую она много фотографировала, а та постоянно подбегала и спрашивала, получилось ли. Как рассказывала Даша, она думала, что фотосессия не удалась и уже собиралась заканчивать съмку. Но тут героиня присела на лавку, о чём-то задумалась, не обращая ни на кого внимания. Подул ветер, и Даша поймала эту потрясающую красоту.
А видеть её в простых, обычных вещах - большое умение и счастье. Не только для фотографов, но и для каждого человека.