В начале сентября в Щегловской засеке очевидцы туляки обнаружили жуткую находку — окровавленный жертвенник. На всеобщее удивление тульский режиссёр-любитель Роман Червинин ответил, что это — декорация к мистическому мини-сериалу «Отродье».
Сомневался, но перешагнул через страх
Полина Зубакова, tula.aif.ru: Роман, как вообще у Вас появилась тяга к режиссуре?
Роман Червинин: Желание показать миру интересные сюжеты зародилось ещё в детстве, но вместе с ним — были и сомнения: «А стоит ли этим заниматься? А будет ли это кому-то нужно?»
Повзрослев, я понял, что хочу творить для себя, в первую очередь. Я бы сравнил это с глотком свежего воздуха. Перешагнув через внутренние страхи, с 2017-го года просто начал писать истории, а затем — участвовать в конкурсах. После 2021-го года почувствовал, что пора собирать команду и творить не только пером, но и камерой.
— Мы с Вами знакомы ещё с прошлого года. Видели Ваши работы в школе киноискусства...
— Вы, наверное, имеете ввиду третий сезон «Ру-кино» в творческом кластере «Октава»? Да, когда-то я там обучался. Помню, как мы общались с профессионалами в очной и дистанционной формах. Писали и защищали сценарий под присмотром опытного руководителя. После теории перешли к практике — к съёмкам короткометражек. Поделившись на группы, участники решали, кто из них будет актёром, кинокомпозитором, оператором, монтажёром, продюсером, режиссёром и сценаристом. Некоторые из них брали на себя аж две роли. Определившись с обязанностями, мы приступили к работе над темами, которые зацепили бы современного зрителя. Собирали реквизит, искали подходящие локации, подбирали для съёмочного процесса наиболее удобное время.
Ребята, в основном, затрагивали социальные вопросы: любовные отношения, поиск своего места в жизни и помощь тем, кто оказался в безвыходной ситуации.
— Помню, на «Ру-кино» Вы показали сразу два фильма.
— Да, это были «Мать» и «Пламя». Оба фильма — триллеры, снятые в лесах Тульской области.
Если «Пламя» рассказывает о равнодушии к чужой беде, то первая картина наполнена мистической атмосферой. Мама героев просит развеять её прах далеко-далеко там, откуда она родом. Герои собираются в поход для выполнения этой просьбы и теряются в лесу, попутно натыкаясь на жуткие явления. В процессе похода герои вспоминают свою маму и сказку про лесную Мать Хранительницу, которую она повторяла им в детстве. Не дойдя до места, герои развеиваются вместе с прахом, так как их мама была некоей ведьмой, поклоняющейся Лесной Матери.
Вообще, «Мать» стала первым в истории киношколы короткометражным фильмом ужасов, и наша дружная команда работала над ним с огромным удовольствием. Именно из этой серии и «Отродье», к съёмкам которого мы приступили в этом году. В феврале мысль созрела, а к лету — начала претворяться в жизнь.
Тяга к ужасам и фантастике
— Расскажите, какими режиссёрами Вы вдохновляетесь?
У меня нет любимых режиссёров. Скорее, я вдохновляюсь фильмами, так как у одного и того же творца могут быть как шедевры, так и картины-«однодневки». Больше всего меня привлекают работы Ридли Скотта из Великобритании. Именно его творчество побудило меня снимать фильмы с элементами фантастики и ужасов. «Чужой» для меня эталон, и я хочу достигнуть такого же высокого уровня.
— А что Вы думаете по поводу российского кинематографа?
— Российскому кинематографу, на мой взгляд, пока есть куда стремиться. У нас много крутых проектов вроде фильма-катастрофы «Мира» и «Спутника» 2020-го года, но всё равно чувствуется какая-то фальшь в плане драматургии. Обидно, что высокие рейтинги у нас получают низкопробные картины. Большинство режиссёров в погоне за прибылью ориентируются на незамысловатые запросы зрителя, забывая о том, что кино — великое искусство.
Из соотечественников мне сейчас очень нравятся Тимур Бекмамбетов с «Ночным Дозором» и Фёдор Бондарчук — сын выдающегося советского кинорежиссёра Сергея Бондарчука. Они всё время экспериментируют и пробуют что-то новое. Не боятся совершать ошибки и учиться на них.
Ночные съёмки с актёрами-любителями
— Расскажите о мини-сериале «Отродье». Что это за кинокартина?
— Короткометражный сценарий был написан то ли для конкурса, то ли просто для души. Точно уже не вспомню. Но не в этом суть. Главное, что я наконец-то добрался до истории о светлой, милой девушке, которой придётся пройти ради любви через непростые испытания.
Хрупкую Машу, которую сыграет тулячка Христина Пыхова, находят в лесу. Она не помнит ничего. Ничего, кроме одного лишь лица молодого человека. Кто он? Что он делал в том лесу вместе с ней и зачем оставил ей на память шрам на все лицо? Эти вопросы будоражат сознание героини и ради ответа на них она готова пойти на всё.
Девушка встретит на своём пути сурового опера Петра, уставшего от людей и от самой жизни, утратившего веру во что-то светлое. Ей будет помогать добрая и понимающая психиатр Ирина, которая станет героине родным человеком. Но самое главное, судьба столкнёт её с ним — единственным, чьё лицо она помнит. И Маша полюбит его всем сердцем. Её желание разобраться в себе, сжигает её изнутри. А цель — докопаться до правды — приведёт девушку к драматической развязке.«Непросто оказалось отснять стартовую сцену в лесу. Для главной актрисы — Христины Пыховой — это первый опыт участия в съёмках кино».
Этот мистический сценарий о добре и зле долго пылился на полке. До тех пор, пока в январе этого года мне не написал один знакомый продюсер-любитель и не предложил отправить на конкурс для кинорежиссёров одну свою работу. Это мотивировало меня перелистать свои труды и подумать, как показать зрителю «Отродье».
— И как организовываются съёмки?
— Съёмки проходят на выходных. Например, в начале августа мы сняли аж три сцены для первой серии.
В первую очередь, нужно разбираться с локациями: искать наиболее подходящие для сюжета места, договариваться при необходимости с владельцами помещений об организации съёмочной площадки. А это не так просто, как кажется на первый взгляд.
Кроме того, нужно суметь собрать людей в одно время и в одном месте. Благо, проблем с этим пока не возникает. Несмотря на то, что у каждого из участников разные планы и рабочие графики.
Главная сложность — в психологической составляющей. Непросто оказалось отснять стартовую сцену в лесу. Для главной актрисы — Христины Пыховой — это первый опыт участия в съёмках кино. Задача усложнилась ещё тем, что она снималась обнажённой, ночью, в лесу, лёжа на холодной мокрой земле и находясь в окружении съёмочной группы. Но съёмка прошла удачно, благодаря отважной работе Христины и остальных участников.
В создании сериала мне помогает моя коллега по работе, Дарья Семенченко. Огромное ей спасибо за то, что помогает привести творческую «кухню» в порядок.
— Насколько знаю, Вы набирали непрофессиональных актёров...
— Верно. Наши актёры — любители, которым нравится работа с камерой, временные перевоплощения, погружение в иной мир... Это люди, которые в жизни работают инженерами, менеджерами по продажам, преподавателями или ещё даже учатся...
Это те, кто получает удовольствие от возможности показать свой талант. А профессионал — прежде всего тот, кто получает за свой труд деньги. — Кто ещё, помимо актёров, помогает Вам творить?
— Участники нашей команды насколько горят проектом, что зачастую сочетают в себе несколько функций. Например, исполнительница главной роли также ведет нашу официальную группу Вконтакте.
А исполнитель роли оперуполномоченного Петра Степанова — Ярослав Тихомиров — также является режиссером по работе с актёрами и очень сильно помогает с организацией и поиском всего необходимого.
Но это могут быть и просто люди со стороны. Например, нам потребовалось помещение, из которого можно было бы сделать кабинет психолога. В итоге нам помогли сотрудники кафе «Суп с котом». В здании нашлась локация, в которой нам удалось заснять сцену для первой, «пилотной» серии.
— Какие ещё локации вам приходилось искать? Судя по названию, кадры обещают быть жутковатыми...
— Помещение, похожее на допросную. С голубыми стенами, плакатами с предостережениями «Берегитесь террористов», узкими коридорами. Лес, где была найдена главная героиня. Выбрали для этого Щегловскую засеку с её зарослями, ямами и глухими дорогами. Это всё в рамках первой серии.
Также в ближайшие месяцы планируем выбраться за пределы региона. Присмотрели в интернете заброшенную деревеньку, расположенную в Тверской области. Планируем снять там сцену с жителями-отшельниками, поклоняющимися лишь им известному божеству.
Что будет дальше — покажет время.
Впечатления участников
Дарья Семенченко: Мы познакомились с Романом во время собеседования. Я являюсь руководитель дизайнерской группы, и мне нужен был менеджер, который помог бы вести её. Во время знакомства он и рассказал мне о своём главном хобби.
На тот момент я ничем особо не увлекалась, и, когда услышала о съёмках фильмов, поняла, что хочу своими глазами увидеть работу этот творческий процесс. Стала активно читать статьи на эту тему, постепенно входя во вкус.
Сначала Рома предложил мне должность помощника режиссёра. Эта должность (её также коротко называют «хлопушка») предполагает участие непосредственно в съемочном процессе: фиксировать все дубли в монтажных листах и записывать комментарии режиссера, оператора, звукооператора. С начала года я начала вести группу по мини-сериалу и искать способы по её продвижению. Постепенно я погрузилась во все процессы подготовки к съемкам, и Роман предложил мне стать вторым режиссёром «Отродья».«Работы настолько много, что забываешь думать о масштабах и лишний раз пугаться».
Если честно, я была в шоке от предложения Ромы и сомневалась в своей готовности к этой ответственной роли. Но работы настолько много, что забываешь думать о масштабах и лишний раз пугаться.
Александр Сушкин: Я играю на сцене уже не первый год. Всё начиналось с мюзиклов, а теперь — пришло время попробовать себя и в драматических вещах... всё это раскрепощает и позволяет отвлечься от повседневной суеты.
До встречи с Романом в кино участвовал всего один раз. Снимался в качестве массовки в фильме «Батя», посвящённом легендарному командующему ВДВ, Герою Советского Союза Василию Филипповичу Маргелову.
Сняться же в тульском мини-сериале мне предложил хороший знакомый — Ярослав Тихомиров, преподающий в Туле курсы актёрского мастерства. Он играет там оперуполномоченного уголовного розыска Петра Степанова. Я решил про себя: «Почему бы и нет?»
Сначала я должен был сыграть доктора, но во время работ над сценами с его участием я был не в городе. Тем не менее, я продолжил предлагать свою кандидатуру: позвонил Ярославу ещё раз. Он сказал, что в сценарии есть роль дачника, но для этого нужно уметь водить автомобиль. Я с удовольствием согласился, пришёл на съёмочную площадку в Щегловской засеке.
Точно помню, что съёмки длились с 22.00 до 5.00. То есть, домой вернулся только утром. Всё потому, что приходилось много раз переснимать одну и ту же сцену. То камера трясётся, то реплики случайно забудутся.
Теперь киносъёмки мне не кажутся проще игры в театре.