Примерное время чтения: 8 минут
320

Одними блинами сыт не будешь. Что ели наши предки по праздникам?

Юлия Богомолова / АиФ

Одно из самых известных ритуальных блюд в России — масленичные блины. Они символизируют подготовку к посту, отмечают неделю, когда уже нельзя есть мясо, но можно молоко и яйца. А еще «поворот солнца на весну», заметное удлинение светового дня. Этот сакральный смысл блины несут еще с дохристианской эпохи. Но «особой» еды, еды «со смыслом» у наших предков было гораздо больше. Сотрудники Государственного музея-заповедника «Куликово поле» рассказали о самых необычных — а также о распространенных сегодня блюдах, которые для наших предков имели особое значение.

Каша в праздничном меню

«Все праздники средневекового человека можно разделить на две группы - семейные и календарные. Семейные праздники относятся к жизни одной семьи: рождение, крестины, свадьба и такой грустный «праздник» - похороны. В основе второй группы лежит церковный календарь: Рождество, Масленица как подготовка к Великому посту, Пасха и мн.др. Для каждого праздника был свой стол, своеобразный набор блюд и продуктов. Но некоторые из них переходили из торжества в торжество, из события в событие. Например, каша. Это связано с тем, что мы традиционно земледельческий народ, и еда из зерна — некий символ жизни, смерти и возрождения, знак благополучия», - рассказывает Наталья Новикова, методист Музейного комплекса «Куликово поле» в Моховом.

Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"

Каша, в зависимости от повода, была разной. Женщине после родов давали ее сладкую и сытную, чтобы восстановить силы. Сохранились предания, что одновременно с этим муж должен был съесть соленую и горькую кашу, чтобы «разделить» муки роженицы.

Главным блюдом в Рождественский или Крещенский сочельник было сочиво, приготовленное из зерен пшеницы или риса с маком и орехами. Кутья — специальная похоронная каша, готовилась из цельных зёрен пшеницы, ячменя, реже пшена или риса с добавлением меда.

Свиные ноги как пожелание достатка

Первым значительным календарным событием в году, для которого готовилась специальная пища, были Святки, с Рождества (7 января) по Крещение (19 января). Это был особый период, каждая мелочь в эти дни имела огромное значение для будущего. Люди верили в «магию первого дня». Кстати, мы недалеко ушли от наших предков, ведь мы и сегодня говорим, «как новый год встретишь, так и проведешь». 

Обильная и сытная еда была одним из способов обеспечить благополучие нового года. Для этого идеально подходили… свиные ноги. Их тушили, жарили, запекали. В этом мы чем-то сходны с немцами, у которых фраза Schwein haben — «иметь свинью» означала пожелание благополучия и достатка.

Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"

Как готовить свиные ноги, а также много других обрядовых блюд, можно узнать из книги хранителя музея-заповедника Татьяны Наумовой «Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол».

Последний святочный день на Куликовом поле носит название «Ивана Горбатого». В этот день было принято собираться мужчинам и похмеляться после праздничной недели. Название «Горбатый» связано с тем, что якобы на все Святки принято обильное употребление спиртных напитков и к концу праздника уже всех начинает клонить к земле, то есть «горбатить».

Гречишники, яишники и рыбий холодец

Традиционными блюдами на Масленичной неделе на Куликовом поле считались блины. Бытовали здесь и особые, местные их варианты, например, гречишники. Из остатков пшенной каши пекли «драчены» и «яишники» — это блины, замешанные на яйцах и молоке. Сегодня попробовать эти блюда можно в филиале музея-заповедника “Куликово поле” на ул. Металлистов, 8. Здесь реконструируют древние блюда и угощают ими в рамках тематических интерактивных программ. 

Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"

Из нерядовых, уже забытых блюд можно упомянуть «рыбий холодец». Для его приготовления брали разную рыбную мелочь (ерша, пескарей, карасей, плотвы и т.п.) заливали водой и варили 1,5–2 ч. В кипящий бульон добавляли нарезанные лук, морковь. Солили по вкусу. Готовый бульон процеживали и еще раз кипятили. Рыбную мякоть выкладывали в миски и заливали готовым бульоном. После застывания холодец подавали с квасом и хреном.

Что касается блинов, они пеклись еще на один праздник, на Радуницу, первый вторник после Пасхи. Это был день поминовения умерших. На кладбище носили именно блины.

Молоко и мед

Особыми продуктами еще с языческих времен считались молоко, яйца и мед, продукты, которые сама природа создала уже готовыми к употреблению. Молоко — пища тех кто болеет, а также детей и стариков. Яйцо как вещь в себе, символ жизни с округлой, идеальной формой осталось важным и в христианстве. На Пасху яйца красили, а на Красную горку — катали. Есть мнение, что в будни яйца не считались “серьезной пищей”, вероятно потому, что были гораздо мельче, чем сегодня.

Символ жизни

Хлеб, несомненно, самый важный продукт русского человека. Недаром с ним связано множество примет. Ломать хлеб нельзя, только резать - и только мужчине. Нож при этом держать надо «на себя». Самому «любимому» ребенку от отца доставалась горбушка. Нельзя оставлять надкусанный кусок, это грозило сиротством или вдовством, потерей силы, счастья.

В том или ином виде хлеб присутствует на столе в разные христианские праздники. Например, на праздник Сорок мучеников, Сороки. В это день на Куликовом поле традиционно пеклось и печется по сей день ритуальное печенье — жаворонки. Это булочки, формой напоминающие птичек. На Вербное воскресенье пекли специальное печенье, катышки или орешки, сдобу из сладкого теста, обильно смазанную маслом. Орешками угощали скот, чтобы у того был больше приплод, а молоко у коров — слаще и жирнее.

Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"

В Вознесение Господне, на сороковой день после Пасхи выпекались хлебные лесенки — чтобы помочь Иисусу Христу подняться на небеса на сороковой день после его Воскресения.

«Вероятно потому, что даже в XX веке люди нашей страны голодали, у нас сохранилось особое отношение к хлебу. Для нас он по-прежнему священен. А в старину хлеб был символом, самой сутью жизни. Он был на столе и бедных, и богатых, он говорил о достатке и благополучии. В одной из новостей мне попался материал о перформансе: один из зарубежных художников создал свое произведение, рисуя на кусках хлеба и приклеивая их на стену. Мне кажется, в России такое невозможно», - завершает рассказ Наталья Новикова.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах