Почему жизненно необходимый продукт для человека – мясо говядины – не выгодно производить и продавать? Почему эксперты прогнозируют рекордный рост цен на него в наступившем году? И что будет делать ослабленное пандемией население? В поисках ответов, мы прошлись по всей цепочке участников процесса: от фермеров до чиновников.
Диспаритет вложений и возможностей
Если не говорить о крупных агрохолдингах, то в мясном животноводстве главным человеком всегда был частник, а по-новому – фермер. Галина Белоглазова на малую родину мужа в село Богородицкого района приехала из Москвы в 1989 году. На волне становления фермерства семья рискнула заняться выращиванием бычков герефордской породы. Муж вырос в крестьянской семье, поэтому были необходимые знания и опыт. В хозяйстве уже было кое-что из техники. И, несмотря на неплохой старт, пришлось столкнуться с немалыми трудностями:
«Начинающим фермерам государство старается помочь. Первый грант – 950 тысяч рублей – мы получили в 2013-м году. Кроме помощи от региона у нас был и свой небольшой задел, а если человек начинает с нуля, то ему эти гранты, что копейки. Непонятно скот на них приобретать или технику», – рассказывает Галина Евгеньевна.
По её мнению, мясное скотоводство с каждым годом становится всё менее рентабельным: растут цены на горючее и корма. Соответственно, и себестоимость бычков.
«Когда мы посчитали затраты на выращивание бычка на протяжении почти двух лет, то отпускная цена мяса, чтобы совсем не уйти в «нуль», получилась от 390 до 490 (мякоть) руб. за кг. Это – почти даром. Но даже по такой цене свежайшую телятину не берут, – сетует фермерша. – Наши вложения не соответствуют покупательской способности людей. А сейчас и подавно, многие остались без работы».
Кроме диспаритета затрат и возможностей покупателей, фермеру приходится сталкиваться и с бытовыми проблемами – отсутствием в сельской местности необходимой инфраструктуры. Хозяйство Белоглазовых – всего в восьми километрах от Богородицка, но вокруг почти никого нет. (Люди не видят перспектив и уезжают в города). Когда настало время детям учиться в школе, пришлось переезжать в город, родители разрывались между фермой и домом.
Без достойной поддержки государства и минимальных условий для жизни аграрии первой волны на грани отчаяния, а молодёжь калачом не заманишь.
Программы нет
Может, мелким фермерам проще скооперироваться с крупными агрохолдингамим, брать у них бычков, выращивать и снова сдавать?
Хозяйство «Тульский бык» пять лет занимается доращиванием крупного рогатого скота. Сейчас здесь 100 голов бычков и 300 овец. Но, к сожалению, приобретают их в Московской и Тверской области.
Одно время хозяйство замахнулось на выпуск собственных колбас и мясных деликатесов. Открыли цех переработки. Но расходы на его содержание превысили объём продаж продукции. Не спасло ситуацию даже сотрудничество с московскими ресторанами, потому что там спрос только на конкретные виды отрубов.
«Дело в том, что аренда помещения в Венёве, где располагался цех, была незначительная. А вот цены за электроэнергию оказались космическими. Стоимость киловатт-часа для юридических лиц в Тульской области уже превышает 10 руб»., – поясняет Петухова.
Экономика с убытком
Как ещё один канал сбыта мяса компания рассматривала крупные торговые сети. Но при заключении договора выяснилось, что предполагается отсрочка по оплате поставок на 45 дней. Ждать денег долгий срок не каждому фермеру под силу, поэтому сети отпали сами собой.
Ещё одной альтернативой для хозяйства стала поставка говядины в детские оздоровительные лагеря в Тульской области. Но коронавирус «обрубил» и это направление, потому что они в этом году не открылись.
«Себестоимость мяса складывается из цены на топливо, кормов, заработной платы сотрудников, коммунальных услуг и налогов, – рассказывает Ксения. – Люди не хотят работать даже за 30 тыс. руб. Зимнее дизельное топливо стоит более 47 руб.за литр. На нём – вся сельхозтехника. Зерно в этом году подорожало в среднем на 2 руб. за кг. Спасает то, что сено и солому мы заготавливаем сами. Стоимость овса выросла до 10 руб. за кг., а пшеницы – до 14-ти. Запчасти на заграничное оборудование подорожали многократно. Удобрения для полей мы приобретаем в своём регионе от местного производителя. Но так как это предприятие международной значимости, то и цены у них на уровне мировых. Региональным аграриям никаких скидок не предоставляется».
В складывающихся условиях хозяйство планирует прекратить заниматься говядиной и остановиться на разведении только баранины.
Бизнес на ниточке
Понятно, что производителям повышение цен на говядину совершенно не выгодно. А продавцам? Чтобы узнать их настроения отправляемся в ближайший торговый центр. Кстати, не в каждом ТЦ можно отыскать мясной отдел. «Развалы» свежего мяса, особенно говядины, можно по пальцам пересчитать. После новогодних каникул торговля вялая, а уж откровенничать вообще не с руки.
Мария и Борис (имена изменены по просьбе героев) получили свой бизнес в наследство от отца. Он начинал в непростом 1994 году. Стоял на тульском Центральном рынке, нарабатывал «базу». Потом передал дело детям. Сами ездили по деревням, закупали мясо и продавали его в Туле.
По словам Бориса, с тех пор реализация говядины сократилась примерно на 50%. В торговом центре осталась одна их семья. А было минимум четыре.
«Знаете, сколько у нас знакомых в Тёпло-Огарёвском районе прекратили выращивать скот? А сокращается поголовье, значит растут закупочные цены на мясо и, как следствие, его стоимость на прилавке. Хотя, повышать уже некуда, – объясняет женщина. – Дальнейший рост цен оттолкнёт оставшихся покупателей и разорит бизнес».
Кто в борщ, а кто собакам
Фермерский рынок «Привоз». В прошлом году его открыли, чтобы облегчить сбыт продукции мелким аграриям. Сами они, конечно, за прилавками не стоят. Нет у крестьянина лишнего времени. Здесь, в основном, перекупщики.
У красивой витрины с обилием свежего мяса торгуют муж и жена – Юлия и Александр Куприяновы. Своих имён они скрывать не стали, бояться индивидуальным предпринимателям со стажем нечего.
«Мясо скупаем у частников из Кимовского района. Мякоть предлагаем по 550 руб. за кг. Это у нас лучшая вырезка. Краешки – по 450 руб., рёбрышки – по 300», – объясняет Александр.
На первый взгляд, цены просто буржуинские при средней зарплате от 20 до 30 тыс. руб. Как объясняет мясник, складываются они не из аппетита продавцов. С каждым годом говядины привозят всё меньше.
«Если раньше очередь стояла из желающих сдать своих бычков, то теперь самому приходится искать частников. Поэтому и в закупке мясо существенно выросло – рублей на 30 за кг. Получается, что в среднем туша подорожала на 6 тыс. руб. А ещё аренда места и холодильников, коммунальные расходы. К примеру, купишь бычка по 290 руб. за кг, а рёбра, о которых говорил – всего по 300 продаёшь. А в нём ведь этих рёбер – до 70% доходит. Плюсуйте кости, которые собакам покупают, они – по 50 руб. А если мясо в первый день не реализовал, так вообще цену снижать приходится. Иногда ниже закупочной. Молимся, когда прибыль до 10% доходит», – сводит дебет с кредитом Александр.
Молимся, когда прибыль до 10% доходит.
Говорит, что 18 лет назад, когда он только начинал на фрунзенском рынке, были тучные времена. Люди покупали мясо охотно, большими сумками. С тех пор потребление сокращалось с каждым годом. Хотя, может показаться парадоксальным, но в начале первой волны коронавируса, перед тем, как большинство «закрыли», по словам Куприянова, многие закупали говядину, как в последний раз в жизни.
«Наверное, морозилки заполняли, боялись, что долго не выпустят. Последнее из «кубышек» на продукты отдавали, – говорит бизнесмен. – Если обычно на реализацию туши уходит день–два, то тогда она за полдня «улетала». А после Нового года – особенное затишье. Во-первых, пандемия, а во-вторых, у кого зарплату срезали, а кого и вовсе сократили. Финансовые возможности, конечно, у всех разные. У меня есть покупательница с породистой собакой, так вот, рёбра, которые мы на первые блюда продаём по солидной цене, она пёсику берёт по 10–15 кг. за раз».
Кстати, состоятельных людей немало приходит. Им всё равно сколько стоит мясо – 500 или 800 руб. Они берут, условно, по два стейка на ужин. А у кого финансы не позволяют, отовариваются однажды в две недели и максимально дёшево.
На вопрос, приходят ли в мясной бизнес новички, рубщик со стажем откровенничает, что появляются, но больше двух недель не задерживаются. В непростом деле при видимой убыточности конкуренция очень велика. Нужно иметь прочную базу поставщиков, знать, где подешевле взять, чтобы потом цену «припустить», чтобы быстро продать скоропортящийся продукт и в накладе не остаться.
Медведев спас
В Туле до сих пор функционирует горстка магазинов, сохранившихся от ранних постсоветских времён, где покупателю среди прочего предлагают мясо нескольких видов: говядину, свинину, птицу и даже баранину. Цены там намного ниже, чем на рынке, поэтому их знают опытные хозяйки и пенсионеры. Один из таких находится в Заречье. Мы поинтересовались у её директора, как удаётся сохранять приемлемые цены на говядину.
«Здесь много составляющих. Например, стоимость мяса у нас среднепотушевая. Это значит, что мы не рубим как на рынке по определённым частям, не отделяем специально мякоть от костей. А если продаём мякоть, то не дороже 350 рублей. Всё остальное – ещё дешевле», – объясняет Татьяна Будылкина.
Для человека с пенсией 10–12 тыс. руб. мясо по нынешней цене дороговато.
Но, несмотря на демократичные ценники, директор жалуется на резкое снижение реализации в период пандемии. Подавляющее большинство клиентов магазина – пенсионеры, а их изолировали по домам.
Второе слагаемое выживаемости – широкий ассортимент (рыба, бакалея, овощи, фрукты и так далее). Этим можно перекрыть убытки по мясу.
«Мы потеряли треть оборота и никак не можем подняться. Но главное преимущество – отсутствие арендной платы. Дмитрий Медведев в бытность президентом страны издал в 2009 году указ о возможности субъектам малого и среднего бизнеса выкупать торговые помещения, если они арендуют их не менее трёх лет и являются добросовестными арендаторами. Здание дореволюционной постройки с износом более 70% мы приобретали по немалой рыночной стоимости с рассрочкой на пять лет. Однако благодарны и за такую возможность. Иначе, уже разорились бы», – говорит директор.
На вопрос, оставят ли говядину при резком скачке закупочных цен, она уверила, что, сегмент не закроют.
«Я считаю, что для человека с пенсией 10–12 тыс. руб. мясо по нынешней цене дороговато. И дело не в том, сколько стоит продукт, просто у человека мало денег, а должно быть столько, чтобы он мог его купить, не задумываясь. Однако на рынке всё закономерно. Повышаются цены – снижается спрос, а снижение спроса увеличивает предложение. Я уверена, что рыночные качели стабилизируют ситуацию, и рост цен будет недолгим», – резюмировала Татьяна Владимировна.
Сети ждут или лукавят?
На прошлой неделе проходила встреча представителей регионального правительства с руководителями торговых сетей и производителями сельхозпродукции. Цель – продвижение программы «Сделано в Тульской области». Она стартовала в прошлом году для того, чтобы поддержать местных аграриев и расширить сбыт их изделий не только в регионе, но даже за пределами страны.
Председатель Комитета Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку Вячеслав Романов рассказывал о новых финансовых продуктах поддержки фермеров и других способах помощи предпринимателям на селе. Заслушали отчёт представителей торговых сетей о том, как они радостно встречают местную продукцию в своих магазинах. И здесь всплыл очень интересный факт. На вопрос заместителя губернатора Тульской области Вячеслава Федорищева, чего ещё торговые сети хотели бы получать от аграриев, как минимум двое из участников сказали, что мяса и продуктов его переработки (!)
«Если говорить о местных поставщиках, то их доля сейчас составляет больше 16% на полках торговой сети «Магнит». Если конкретно по категориям продуктов, то в хлебе это 85%, в молоке 67%, в мясе всего 11%. В Туле, к сожалению, мало производителей мяса. Это основная категория, в которой мы хотели бы увеличить объём», – констатировал директор центрального округа торговой сети «Магнит» Альберт Поршнев.
Практически в унисон ему вторил директор по закупкам продовольственных товаров сети «Зельгрос» Сергей Егоров: «Я поддержу представителя «Магнита» в плане мясного направления. Оно интересно для нас в двух случаях: как переработанное мясо в виде колбас и различных деликатесов, так и собственно охлаждённое мясо. У нас в торговом центре есть мясной цех, мы изготавливаем там и колбасы. И, конечно, нам интересно получать сырьё местное тульское…»
Круг замкнулся. На каком этапе происходит нестыковка реальных фермеров, региональных чиновников и заинтересованных в закупках местного мяса? Как правильно выстроить схему взаимодействия на благо кошелька и здоровья потребителя?
В скором будущем Вячеслав Федорищев пообещал собрать аграриев и обсудить с ними эту тему. Хорошо бы мелких фермеров пригласить, которые совсем на земле живут и услышать глас народа напрямую. Редакция «АиФ в Туле» следит за развитием событий.
А что народ?
Вера Ивановна, пенсионерка: У нас семья из шести человек. Доход на одного члена семьи не превышает 20 тыс. руб. Подрастает трое внуков. Детям говядина нужна для здоровья и развития, поэтому берём по килограмму однажды в неделю. Взрослые могут свинину или курицу поесть. Вообще, мясо в меню выгодно. Из одного правильно выбранного куска можно приготовить и первое блюдо, и второе, и даже на блинчики с мясом выгадать можно. Но так экономят те, у кого бабушки дома хозяйством занимаются. А работающей молодёжи скрупулёзно готовить некогда. Для них первостепенны магазинные полуфабрикаты, где и мяса почти нет и цена дорогая.
Ольга Николаевна: Цены на говядину кусаются, покупаем только по скидке.
Юлия Смольнова: Мне из-за низкого гемоглобина рекомендована говядина. Но часто мясо позволить себе не могу, примерно два раза в месяц по 400 граммов получается. Хорошая фермерская говядина до ходит в цене до 700 руб. А сетевым магазинам давно не доверяю. Почему-то там мясо без вкуса и аромата, да и внешний вид зачастую не впечатляет, а цена приличная.