Высокое, Крутое, Дубовое, Гремячее. Кажется, уже в самих названиях этих деревень и сёл заложен некий жизнеутверждающий дух, предопределяющий успешную, основательную жизнь их обитателей. Или, скажем, Оболенское, Шереметьево, Голицино. В сёлах с такими звучными названиями его жителям просто стыдно быть сирыми и убогими. А тут Холтобино. Кому в голову пришло так не понятно и не вполне поэтично назвать когда-то деревню? Несёт ли вообще этот «бронебойный» на досужий слух топоним какое-либо скрытое содержание? Оказывается, несёт.
Из-за пересохших ям
«Название села произошло, полагают, от слова „колдобаина“, так как местность, где находится село, прежде изрыта была множеством ям, наполненных водой, или — колдобаин, которые с течением времени высохли». Так сказано в книге «Приходы и церкви Тульской епархии».
Там же сообщается, что сей населённый пункт являлся во второй половине XVI века «под сторожевым краем, на отвершку рчк. (от истока реки — прим. ред) Белаго Колодезя». Местные занимались разведением мяты и хлебопашеством.
...Мы заезжаем в Холтобино и идём... в библиотеку. Говорят, здесь есть не только что почитать, но и посмотреть.
Библиотекарь Марина Ластовкина — человек в селе уважаемый. Активная, жизнерадостная, волонтёр. Не так давно возглавила ТОС.
Встретившись с нами, видно, из скромности, даже не собиралась показывать музейную комнату, её же стараниями оборудованную, пока мы сами туда не заглянули. А там — предметы быта прежних поколений холтобинцев и манекены в одеждах прошлых веков. Муж Марины Викторовны Алексей по случаю привёз из столицы ставшие кому-то ненужными, вот их и приодели соответственно минувшим эпохам.
Ластовкина рассказывает: «Мы живём дружно в Холтобино, достойно и, по возможности, разнообразно. Проводим праздники, другие мероприятия. В их организации очень помогает местное сельхозпредприятие. Благодаря его руководству, у нас есть и стадион с футбольным полем, воркаутом и, конечно, детской площадкой.
Прижились
...В 2015 году в Холтобино оказалась семья Елены Матвиенко, бежавшая от украинской агрессии. С тех пор мы с ней и знакомы. Приезжали к ним, писали о них.
На Украине жила Елена и семеро её детей в деревне Мариновка, в трёх километрах от российской границы, в Донецкой области. Когда начались атаки и авианалёты, второпях взяли только документы, одежду, маленький телевизор и иконы. Едва отбежали подальше от родного дома, как в него влетел украинский снаряд. «Бог отвёл», — вспоминает Елена тот трагический момент.
Когда ехали к границе, какой-то нелюдь выпустил по машине автоматную очередь. Старшая дочь Полина получила тяжелейшее ранение в живот, едва выжила — её успешно прооперировали в Туле.
Елена Николаевна случайно увидела губернатора Владимира Груздева на улице. Посетовала, попечалилась, попросила помочь. Вскоре тогдашний министр сельского хозяйства региона Дмитрий Миляев устроил семью в Холтобино. Дали половину дома в трм комнаты. Елену трудоустроили на сельхозпредприятие.
Она, будучи потомственной дояркой, сама попросилась в деревню. Чтобы семья не бедствовала, местные крестьяне и жители Новомосковска, среди которых новомосковские журналисты, навезли продуктов и вещей. Одна из комнат оказалась полностью ими завалена. Комплектов 10 нового постельного белья, два ковра, дорожки на пол, немеряно посуды, три стиральные машины, холодильник, пылесос. Люди передавали деньги. Детей от полутора до 16 лет одели-обули. Так и началась новая жизнь семьи.
Елена и сейчас работает на ферме вместе со старшим сыном Игорем, весёлым, обаятельным, рукастым. Игорь на хорошем счету на предприятии. Он, кстати, активно помогал в восстановлении местного храма, мечтал поступить в Cуворовское училище, но как маму с малыми братьями и сёстрами оставить? Старшие дочери вышли замуж, младшие учатся в школе, в новомосковском микрорайоне Сокольники, куда ездят школьным автобусом вместе с другими холтобинскими ребятами. В момент нашего приезда младшие отдыхали в детском лагере.
«Вот бы и нам так»
Мы отправляемся в храм, в восстановлении которого участвовал Игорь. Построен он был в честь Смоленской иконы Божией Матери. в 1860 году на средства местного помещика Алексея Козмича Сокольникова. Из красного кирпича. До этого здесь был храм деревянный.
Но и красный кирпич не спас. В советское время храм закрыли и запустили.
«Духовная жизнь в Холтобино возродилась с началом реставрации храма Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», причём это мы, холтобинцы, во главе с Марией Александровной Пятницкой, всю жизнь проработавшей у нас фельдшером, отправили в Тульскую епархию коллективную просьбу восстановить в селе храм, — говорит местный житель Андрей, отказывающийся назвать свою фамилию. — Вот, помогаю, как могу, в восстановлении и благоустройстве. Дело это считаю для себя, как православный христианин, обязательным. Увы, уповать приходится только на помощь небогатых прихожан и меценатов, которых по нынешним временам не так уж и много.
А знаете, как приятно было, когда проезжавшие воронежцы остановились, попросили разрешения зайти в храм и от души похвалили за наши труды, добавив: «Вот бы и у нас на селе так...»
Ну, и напоследок, наш путь лежит в сельский Дом культуры. А там ремонт. Художественный руководитель Дома культуры и участница местного вокального ансамбля «Холтобушки» Евгения Комендантова говорит: «Главное — у нас есть работа, хотя некоторые и ездят на заработки в города. Вот клуб скоро отремонтируем, будет интересно. Он у нас не простаивает впустую. Есть очень даже неплохие коллективы, в которых репетируют и выступают и дети, и взрослые. Юные холтобинцы поют лирические, эстрадные, военно-патриотические песни, устраивают театрализованные представления. Солисты участвуют в разных конкурсах и фестивалях».
Артистки «Холтобушек», а это женщины от 45 до 70 лет, эстраду жалуют, исполняют авторские, народные, патриотические песни. Не так давно увлеклись народными мордовскими. Выступают на местных мероприятиях, участвуют в конкурсах и фестивалях. Идёт нормальная творческая жизнь.
Нам «Холтобушек» в этот приезд услышать «вживую» не довелось. Но интернет всё знает. И вот мы уже слушаем вдохновенные народные песни в их исполнении. Интересно, голосисто, раздольно.
Мята, бури, епифанские шлюзы. Из истории села
В одном только Венёвском уезде, а в него и входило тогда Холтобино, в начале прошлого века насчитывалось около полусотни так называемых мятных заводов. Мятный завод в дореволюционной России — это металлический куб, в который помещались листья растения, нагревались, пары охлаждались холодной водой. На выходе — масло, для пищевой и химической промышленности, фармакологии, в том числе для профилактики холеры.
Главным маслогоном в уезде был Димитрий Буров, сын влиятельного общественного деятеля Василия Бурова, имевшего в Холтобино недвижимость, в том числе питейные заведения. После революционных передряг, в 20-х годах, Буров вернулся в уезд и даже попытался возродить мятное производство, но поддержки власти не нашёл.
В начале XVII века, в разгар смутного времени, здесь бушевали социальные взрывы. Хозяйничал в округе Иван Болотников, выступавший на стороне Сомборского Лжедмитрия. Гремячий был сожжён за изменческие настроения. Досталось и Холтобино.
Некогда богатые леса, окружавшие деревню, существенно поредели в ходе строительства Ивановского канала, известного как Епифанские шлюзы, и более плотного заселения здешних земель, а также с развитием железноделательного производства.
На смену периодам расцвета и благоденствия приходили бунты, затем революция, Гражданская война, Великая Отечественная, с которой не вернулись сорок четыре холтобинца. Перестройка не смогла окончательно добить здесь разве что сельхозпредприятие, хотя, конечно, и его потенциал ослабила.